Системного и повсеместного образования для женщин-дворянок в эпоху Ренессанса не было. У состоятельных семей была возможность предоставления девочкам монастырского обучения. Оно стоило денег, и представляло собой средневековый вариант «интерната», где обучали как грамоте, так и практическим навыкам (от варки варенья до шитья и навыкам «сестер милосердия»).
Аристократическое сословие имело возможность предоставить девушкам домашнее образование, в которое обязательно включались как науки (языки, чтение, письмо), так и обязательные умения, высоко ценимые в высшем обществе – умение музицировать, танцевать, ездить верхом. Выбор учителей и условной «программы обучения» зависел от кошелька родителей, их просвещенности и перспектив девушки в замужестве. Ибо чем выше было положение семьи, тем больше возможностей у женщин составить выгодную партию, и ум и образованность претендентки на замужество рассматривалось не в последнюю очередь. Однако это было не повсеместной практикой, поскольку в большинстве своем бытовало мнение о необходимости исключительно «практических» знаний для женщины.
С 11 века в Европе существовали университеты, но светское обучение в них было доступно в большинстве своем мужчинам. Однако были и исключения. Так, например, в 13 в. В Болонском университете получила образование Дота д’Аккорсо, дочь одного из профессоров, и стала первой известной выпускницей, доктором юриспруденции, получившей право преподавательской деятельности. На рубеже 14-15 вв. на кафедре практической медицины работала Доротея Букка, так же получившая возможность обучения, благодаря работе отца профессором университета.
Примером выдающихся достижений в практической профессии стала Артемизия Джентилески (1 половина 17 в.), получившая художественное образование в мастерской своего отца.
В эпоху Ренессанса существовали женщины-поэты (Элеонора Аквитанская), писательницы (Кристина Пизанская, Мария Французская). Количество таких случаев становилось все больше, и к 15 в. Среди женского городского населения большинство было грамотным.
В России до 18 века для боярских дочерей существовало исключительно домашнее образование, причем обучение зависело целиком и полностью от желания отца. Поэтому единства в подходе к женскому образованию не существовало. Системное образование для женщин в Российской империи появилось благодаря учреждению Смольного института благородных девиц в 1764 г. Екатериной II. Этот институт стал еще и первым в Европе государственным учебным заведением для женщин.