Бог не создал мир внутри Себя. Говоря апофатически, Он не есть даже и само бытие, в самой природе Своей Он непознаваем. Богословы говорят, что Бог-творец не только трансцендентен, но и имманентен. Такого рода антиномия связывает или предполагает взаимно эти два понятия. Прп. Исаак Сирин говорит, что термины «вне» и «внутри» неприменимы к Богу; Который близок ко всякому и в то же время неизреченно отдален от всякого; Он везде и нигде; Он вмещает все и на всяком месте остается внутри Себя.
профессор Владимир Николаевич Лосский говорит:
Бог имманентен и трансцендентен одновременно: имманентность и трансцендентность взаимно друг друга предполагают. Чистая трансцендентность невозможна: если мы постигаем Бога как трансцендентную причину вселенной, значит Он не чисто трансцендентен, так как само понятие причины предполагает понятие следствия. ...Вот отчего мы не можем мыслить Бога в Нем Самом, в Его сущности, в Его сокровенной тайне.
Апофатизм состоит в отрицании всего того, что Бог не есть: сначала устраняется все тварное, даже космическая слава звездных небес, даже умопостигаемый свет небес ангельских. Затем исключаются самые возвышенные атрибуты – благость, любовь, мудрость. Наконец, исключается даже и само бытие. Бог не есть что-либо из этого; в самой природе Своей Он непознаваем. Он – «не-есть». Но (и в этом весь парадокс христианства) Он – тот Бог, Которому я говорю «Ты», Который зовет меня, Который открывает Себя, Личного, Живого. Так рядом с путем негативным открывается путь позитивный, путь «катафатический». Бог сокровенный, пребывающий за пределами всего того, что Его открывает, есть также тот Бог, Который Себя открывает. Он – мудрость, любовь, благость. Но Его природа остается в глубинах Своих непознаваемой, и именно потому Он Себя открывает. Мы никогда не можем постигнуть Его сущность, иначе Он определялся бы Своими свойствами; но Бог ничем не определяем и именно потому Он личен.