Как говорил один знакомый бывший заключенный - посадить бы вашего Бердяева в тюрьму - сразу бы понял, что такое свобода.
Свобода - это то, чего не хватает за решеткой, в больнице и в хосписе. Хлеб есть, каша есть, койка есть. Свободы - нет. И это знаешь без всякой философии. Но почему Бердяев? Тем более в тюрьме он все-таки сидел. Просто сильнее него, по-моему, никто так не переживал о свободе и ее отсутствии в жизни. Никто так не метался. Все остальные относились к этому делу либо механистически (Кант), либо диалектически (Гегель, Маркс), либо политически (все французские просветители и вообще - все).
Однажды он осознал, что самое самое чудовищное рабство, несправедливая и абсолютная несвобода заключается в формуле " я смертен". Я смертен и ничего не могу с этим поделать. Я смертен, - и это фундаментальный уровень несвободы, биологическое ограничение, которое не преодолеть никогда, никому. Самое обидное, что только человек способен об этом думать и переживать. Рефлексировать, экзистировать и вопрошать к небу: господи, за что?
Бердяев в свое время очень горевал, пока не нашел единственный вариант свободы. Это творческий порыв, экзальтация, драйв, когда ты забываешь что смертен и болен, что на ужин у тебя лишь пакетик чая и горбушка. Ибо творческая самореализация - это почти реальное уподобление Богу. В творчестве бог и его творящие творения бессмертны. И любой что-либо от души сотворивший согласится с этим.
Могу согласиться с Бердяевым еще и в том, что политические свободы не создают свободного человека. Поскольку часто случается обратное: чем больше претендентов на политический пост, тем меньше выбора. А уж если ты любишь свою Родину и желаешь ей блага - то выбора нет вообще. Почему? Потому что ответственность. Ответственность - это такая штука, которая очень похожа на машину с большим чугунным шаром на цепи, - таким порой сносят старые дома. Но в отличие от стенобитной машины ответственность рушит иллюзии свободы. В том числе и политической.
Отчасти мне нравится отношение к свободе в прагматизме. Свобода - это состояние консенсуса, равновесия и баланса между моей и чужой выгодой. Между моим произволом и чужими возможностями. Между моими возможностями и чужим произволом. Но все это относится к известной формуле - моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Проблема вот в чем: а кто будет ограничивать свободу другого, если другой ничего об этой формуле не знает? Этак я, столкнувшись с его свободой, ограничусь. А он воспримет это весьма превратно и незаконно. Совсем незаконно и аморально даже, - такое часто встречается на темных аллеях темных парков, где за тобой оставляют только крайнюю степень свободы выбора. Между жизнью и кошельком.
Потому я избрала для себя такую формулу свободы. Свобода - это любое чувство, мысль и поступок, утверждающие тебя в этом мире человеком. Где есть время и пространство для подумать. Где я остаюсь человеком в любых условиях, - даже если бы попала в тюрьму.
Что обуславливает выбор человека в пользу несвободы? Незнание и невежество, - когда, чего-то не понимая, мы творим себе и другим множество бед. Страхи, фобии, боязнь разочарований, боязнь других людей, боязнь сказать "нет", боязнь прошлого, боязнь зависимости и даже любви. Всё это забирает огромное время, все это жжет и перегорает. И от тебя как человеческого существа ничего не остается. В 99 лет ты встретишь своё последнее утро мыслью - блин, я всю жизнь воевала, боролась, толкалась и пыхтела. Потому что у меня на это миллиард причин. Такая непробиваемая психологическая тюрьма из миллиарда причин.
Моя свобода там, где я останавливаюсь и даю себе отчет о своем выборе не в пользу тюрьмы.
Конечно это трудно и не всегда получается. Зато когда получается - ты ее чувствуешь, эту свободу. Это "я сделала вопреки обстоятельствам и мнениям". Я сделала так, как должен поступить человек. Во имя добра, любви, мира на земле. Как творческий человек. Как человек, знающий кантовскую максиму о мере своего произвола, возведенного в ранг всеобщего закона. И о невыносимой ответственности за этот абсурд. Только имеющий совесть знает такую ответственность. Только человек сократовского типа, ищущий человечное в каждом встречном прохожем. И конечно - в себе.
Такая вот трудная штука - свобода. Ее внешние границы определены законом и необходимостью взаимодействия с другими людьми. Внутреннее пространство и смысл - только собой и своими нравственными убеждениями. Идеями и ценностями. Верой.
А теперь отвечаю на вопрос, собственно: никому из перечисленных в этом тексте философов ваша цитата не принадлежит. Это обыденное мнение, близкое к анархистскому. Вот был князь Кропоткин, он говорил нечто подобное в отношении абсолютной самореализации человеческого существа в обществе, где свобода одного не ограничивает, но подтверждает свободу другого.
Это почти как при встрече двух алкоголиков за бутылкой. Только пьяница-анархист коронную фразу "ты меня уважаешь?" заменяется на "ты подтверждаешь мою свободу своей свободой?". Ответ - всегда.
В общем, неважно, как, чем и на ком подтверждаться. Главное - взаимно.