Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как вы понимаете высказывание Ницше: «Лишь как эстетический феномен существование и мир представляются оправданными»?

Согласны ли? Если нет, обоснуйте.
Искусство и культураФилософия+2
  · 11,0 K
Философ, редактор. Интересы: философия, современная политика, природа сознания. Канал на Д...  · 31 янв 2022
Очень трудно отвечать на вопросы, которые сформированы в той мировоззренческой концепции, которую ты не разделяешь и считаешь ошибочной. Но, если всё же попробовать ответить, то перед "ответчиком" встаёт вопрос, в какой концепции автор вопроса хочет получить ответ и в в какой концепции ему сформировать ответ?
Есть два пути:
1) ответить в концепции мироустройства самого Ницше;
2) оспорить концепцию мироустройства Ницше и ответить в той концепции, в которой мыслит "ответчик".
Первый путь — это путь толкования приведённой цитаты, то есть пояснение смысла цитаты Ницше на языке самого Ницше, используя его модель структуры мироустройства и смыслы используемых им понятий. Образно говоря, спросить самого Ницше, что он имел ввиду и попросить его поподробнее растолковать.
К этому вопросу уже имеются прекрасный ответ Дениса Мартынова, написанный в плане толкования.
Второй путь — это путь интерпретации - перевода цитаты на язык другой концепции мироустройства, через логическую операцию рационализации метафорического языка Ницше.
Интерпретация предполагает следующие логические операции - выделить рациональное содержание понятий исходного языка и постараться подыскать понятия с аналогичным рациональным содержанием в языке перевода, или выразить его пояснениями средствами языка перевода.
Я постараюсь дать ответ в опыте интерпретации.
___
Ницше - западноевропейский религиозный философ.
Исходная идея всех религий, христианской в том числе - мир создан Творцом (в разных национальных культурах он носит разные имена). Может быть и так, но не в этом проблема. С моей точки зрения, этот вопрос не имеет ответа в пределах познавательных возможностей видового человека, и он должен быть открытым. На него не надо отвечать, его не надо закрывать однозначным ответом да/нет (типа закрой дверь, чтобы не сквозило), на него надо постоянно искать ответ. Постоянный поиск ответа на этот вопрос — это задача такой сферы и формы мыслительной деятельности видового человека как философия.
Проблема идеи создания мира Творцом заключается во второй части формулировки идеи Творца - Творец создал мир и человека в нём по образу и подобию своему.
И вот тут возникает вопрос: "А КТО и КОГО, на самом деле, создал?!"
Человек придумал идею создания мира Творцом.
В этой идее он уподобил себя Творцу и фактически сам стал создавать идею Творца по образу и подобию Человека, наделяя Творца ментальностью Человека - его проблемами, его целеполаганием, его логикой, его противоречивыми мыслями, его свойствами и т. д.
В этом противоречии главный смысл антропоцентричной концепции философии и её главная проблема, а в более широком масштабе проблема всей христианской западноевропейской культуры, которая до сих пор пишет сагу о Боге, постигая его великие замыслы, но в то же время вкладывая в его великие замыслы свои прагматические смыслы.
В заключительной части тысячелетней христианской саги о Боге мы имеем войны западного глобального проекта, в основополагающем постулате которого лежит сведение идеи Бога (под идеей которого в действительности имеются в виду законы динамичных процессов материального мира) к прагматичным целям человека и к философии псевдолиберализма, сводящей законы природы к законам политическим, и исключающей идею развития, которая по-существу лишает Бога его великого замысла в отношении Человека.
____
В итоге я попробую ответить на вопрос во втором варианте, с позиций другой концепции, концепции диалектического материализма, который берёт начало в Древней Греции, но которую псевдолиберализм, старается запереть в тесный чуланчик.
Под эстетическим материалистическая диалектика понимает состояние временного баланса энергий центрального периода в течении диалектического цикла всякого преобразовательного процесса (начало- развитие-завершение) становления нового качества, то есть периода РАЗВИТИЯ.
Иными словами, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — это всё то, что связано с развитием, имеет прямое или косвенное отношение к нему, что обеспечивает РАЗВИТИЕ и является энергией созидания нового качества.
В первом периоде цикла "начале" человека не устраивает старое, оно уже умирает и не обладает энергией, человек хочет избавиться от него и испытывает дискомфорт от его присутствия. Новое же качество ещё не оформилось и не угадывается в сомне старого.
Во втором периоде цикла "развитие" приметы нового нарастают, старое уступает место новому, процессы наполняются энергией, и всё, как говорится, цветёт и пахнет, и наполняет мир красотой, а человека энергией. Приток энергии всегда воспринимается человеком как положительное или очень даже положительное явление. Ему хочется, что так было всегда.
В третьем периоде цикла "завершение" человек начинает замечать и чувствовать убывание или утрату тех качеств своей жизни, которые составляли его счастье и радость в предыдущем периоде. Энергия прежнего убывает, всё меркнет, блекнет, теряет привлекательность.
Главное противоречие западноевропейской культуры и философии, и даже можно сказать шире, цивилизации, состоит в том, что она все богатые смыслы природного существования Человека сводит к центральному периоду диалектического цикла к "развитию". При этом выделяя в этом периоде только эстетическое (прекрасное), что доставляет удовольствие, и не принимает во внимание идею того, что прекрасное обеспечено множеством процессов до и после наступления ПРЕКРАСНОГО. Она периоды диалектического цикла "начало" и "завершение" мыслит не как части единого процесса, а как процессы, мешающие состояться ПРЕКРАСНОМУ.
Более того, она идею прекрасного делает критерием оценки прочих процессов с точки зрения смысла их существования. Право на существование имеет только ПРЕКРАСНОЕ.
Но в природе нет деления на красивое и некрасивое, а в умозрительной идеалистической западноевропейской философии есть, что означает логический разрыв между понятиями онтологического и гносеологического, лишающий человека потенциальной возможности получить достоверное знание.
Когда логика теоретической модели мироустройства не совпадает с логикой природных законов, любая деятельность человека, методология которой выстроена на подобной теоретической модели, приведёт к кризису и создаст проблему поиска другой модели и другой концепции.
___
Ницше, говоря, что "Лишь как эстетический феномен существование и мир представляются оправданными", с моей точки зрения имел в виду, что минусы несовершенного мира и существования в нём человека могут быть оправданы только тем, что в нём даётся Богом возможность переживать периоды и состояния ЭСТЕТИЧЕСКОГО (прекрасного).
Простите, за лирическое отступление. Когда в российском сегменте информационного пространства в больших количествах появились так называемые либералы западноевропейского розлива, их логика меня сначала удивляла, потом возмущала, потом раздражала, сейчас она меня веселит. Поэтому хочется завершить шуткой: "Ницше критикует Бога за его недоработки при сотворении мира в виде кризисов, войн и Зла, но оправдывает его за создание ЭСТЕТИЧЕСКОГО!"
Сертифицированный коуч (ICF, ICM). Писатель. Помогу найти дело жизни, обрести уверенность...  · 15 янв 2022  · wapp.click/79513201746
Это цитата из книги Ницше: "Рождение трагедии из духа музыки" (эстетический трактат, где Ницше выступает скорее как филолог; —философ от художников — нежели как художник от философов). > значении художественных произведений лежит наше высшее достоинство, ибо только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности, хотя, конечно, наше сознание об этом своём... Читать далее
Найти дело жизни. Уверенность. Самооценка. Самопроектирование. Персональный коучПерейти на t.me/martyncoach
Спасибо, не студент, приходилось знакомиться и не только с этой работой. Неужели не ясно было написано об... Читать дальше
Пишу литературно-критические статьи. Отвечу на любые вопросы по комедии "Горе от ума"...  · 1 февр 2022
Как бред, ибо ни миру, ни существованию не перед кем оправдываться, уж не перед Ницше ли?
Кроме того, феномен может существовать только на фоне чего-то, а фона то и нет.
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 15 мар 2022
Это про "красота спасёт мир". Это про приоритет чувства, а не ума. И про задачу ума как его служение чувству прекрасного. Служение же таковое - это через волю на службе у ума, служащего красоте. И ещё это у Ницше я понимаю как двойки, выставленные двум другим сёстрам - науке и справедливости. Ведь это наука, кроме ноута с интернетом, умело поставляет стволы и кнопки... Читать далее
Бывший комментатор ЖЖ, могу не отвечать на комментарии.  · 31 янв 2022
Здесь нужно говорить о "мире" Ницше. И "оправданно... существование" с точки мировоззрения человека из миров Ницше. А мир Ницше является узким сегментом той части человечества, которая выросла в физическом страдании, безнадежном поиске смысла такой жизни и отчаяния. Психологический портрет Ницше - мир инвалида, страдающего от невыносимых психологической и физической... Читать далее
Здравствуйте ! красиво Виктор Палыч , написал , духовная жизнь этих людей есть жизнь , инвалидов , истину глаголет... Читать дальше
Мой авторский сайт со стихами и прозой:   · 2 февр 2022  · formuladvijeny.ru
Если взглянуть на это утверждение под определённым углом, то соглашусь. Сразу хочу предупредить - мнение моё субъективное, не ограниченное рамками какой-либо идеологии и самое главное - категорически не претендующее на попытку объяснить то, что имел в виду сам Ницше)) Я считаю, что очень ценное откровение, которое должен осознать каждый разумный человек, звучит так -... Читать далее
Как: Красота спасёт мир!
Беженец с параллельной Вселенной...  · 29 янв 2022
Здравствуйте ! оправдание нужно нашей мысли , хотелось бы чтобы какой нибудь умный философ ответил для чего оно нам. А высказывание Ф.Ницше не применимо ко всему человечеству. Он имеет ввиду что жизнь бессмысленна. Ну для имеющего смысл , она не бессмысленна . В неопределенном смысле бессмысленность есть. Но она не повсеместна. Неудовлетворённость есть , несправедливость... Читать далее
Социальное управление и история, социология  · 13 янв 2022
Отвечая на этот интересный вопрос, следует разграничить два феномена: феномен существования "Я" как социального бытия индивидуума и мир как феномен бытия вообще. В первом случае можно (с определенными оговорками) согласиться с применением критерия эстетичности как средства оправдания существования (смысла жизни). С учетом, конечно, известной суб'ективности... Читать далее
Ницше учитывает все, вами описанные, моменты. И даже с хвостиком )
Теософия, духовные учения, религия. Это мои интересы. 40 лет  · 23 февр 2022
С этой сентенцией Ницше трудно согласится. Мир создан Разумом, для развития и совершенствования Разума и во имя будущего бытия, существования и жизни Космического Разума Вселенной. В основе сущности каждого разумного существа лежит разум - кристалл разума или сущностное начало. Такие феномены как совесть, нравственность, эстетическое чувство возникают как императив по... Читать далее
Мне Кью предложил подтвердить или опровергнуть достоверность этого ответа. Смотрим определение понятия "достовернос... Читать дальше
Я не знаю, в чем я хорошо разбираюсь, и с трудом могу назвать свои хобби.  · 22 февр 2022
Бог: мир будет, потому что я могу. Случайность: мир будет, потому что так получится. Ницше: мир есть, потому что красивый. Бог - эгоист. Случайность - беспомощна. Ницше - романтик. Есть ли у мира и существования смысл, заложенный теми, кто их создал? Если ответ "нет", то Ницше пожалуй прав про космос. За ним можно просто наблюдать. Но, я не могу с ним согласиться... Читать далее
Почитал другие ответы и понял, что Герман несет крепчайшую чушь.