Жизнь демонстрирует и обратный и прямой пример, потому что у неудач может быть разная природа и, соответственно, разная степень влияния на то, что после этого происходит с человеком.
Удобнее это показать не через неудачу, а наоборот, через удачу.
Удача может означать два похожих, но разных события. Успехом может быть:
- субъективная позитивная оценка события ("повезло с погодой", "пришел на остановку и автобус сразу подошел");
- состояние или условие достижения желаемой или намеченной цели ("хотел пробежать марафон - тренировался и пробежал", "спланировал свозить семью в отпуск на Бали и свозил").
И то, и другое позитивные события, но они отличаются отсутствием/наличием влияния человека на события и отсутствием/наличием цели. Если это сложить вместе, то можно сказать, что разные "удачи" отличаются наличием целенаправленных усилий.
Неудача - это антоним удачи и отличаются они тем же самым наличием или отсутствием целенаправленных усилий.
Так вот, если неудача не является следствием целенаправленных усилий, то в ней нет развивающего потенциала, она не может сделать человека сильнее.
Если же неудача является следствием целенаправленных усилий, то возможны варианты:
- часть неудач происходит из-за недостаточных усилий, типа "немного попробовал - не получилось". Такие неудачи с большой вероятностью не делают человека сильнее, потому что он несильно попробовал. Иными словами, стрессовое воздействие было недостаточным для вызывания тренировочного эффекта. Пример - молодой человек или девушка увлекаются какой-то деятельностью, например изучением модного иностранного языка или игрой на музыкальном инструменте, но при первых признаках сложностей бросают.
- другая часть неудач происходит из-за неточно поставленной цели. Если человек приложил достаточные усилия, то такие неудачи имеют большой шанс стать развивающими, но только в том случае, если человек распознает в неудаче информацию о том как скорректировать цель (и в следующий раз приложить целенаправленное усилие более точно). Такие неудачи делают нас сильнее, если мы на них учимся. Пример - человек хочет бегать быстрее и интуитивно наращивает длительность пробежек, но это приводит не к увеличению скорости, а к перетренированности. Человек может сделать из этого вывод - отказаться от увеличения объема бега и попробовать что-то другое, что повысит его шансы найти правильную технику.
- и еще одна часть неудач происходит из-за того, что способностей/сил человека пока что не хватает. То есть буквально, человек приложил целенаправленные усилия, выложился по полной, но все равно не получилось. Этот тип неудач однозначно может сделать нас сильнее, но только в том случае, если продолжать проявлять упорство. Пример - на силовых тренировках спортсмен продолжает упражнения до отказа, но не достигает желаемого результата. Но само наличие околопредельного стрессового воздействия приводит к сверхкомпенсации и постепенному увеличению силы и выносливости. (Я не дам руку на отсечение, но, думаю, именно этот вариант имел в виду Ницше)
Что с этим делать - зависит от ваших целей и желаний. Вы можете стать сильнее, избежать ненужного стресса, разобраться с собственными целями и желаниями или просто перестать волноваться по поводу тех событий, на которые вы не можете повлиять.