Доброе утро, Мария!
Отличники бывают разные, так же, как и люди с другими оценками в школьном аттестате. Я знаю тех, кто вполне доволен своей жизнью, прекрасно реализовался, будучи отличником (и двоишником, к слову) и тех, кто с двумя красными дипломами плачет о своей неудавшейся жизни.
Касательно несчастных отличников: мой опыт показывает (не претендую на полноту), что это, как правило, зависимые дети властных родителей, которые положили все детство и юность на то, чтобы завоевать любовь мамы и папы любой ценой.
Кроме учёбы и родителей у них нет иных интересов, плохо развиты навыки коммуникации со сверстниками, а ведь способность строить отношения с другими, залог ощущения полноты жизни, или той самой базовой позиции: "Я хороший, мир добр ко мне".
Родители вменяют им установку, что оценки в аттестате или дипломе - это единственный критерий успешности. А жизнь показывает, что это не так. Вот и страдают такие " отличники" не зная, как реализовывать себя в отношениях или коллективе, потому что нет навыка к эффективным коммуникациям, самопрезентации, сломаны границы, на них все ездят.
В моей юности был случай, когда девочка маме - педагогу (очень строгая была дама) , принесла золотую медаль с красным аттестатом, а потом демонстративно порвала его, медаль швырнула в окно и забилась под кровать. Девочку долго лечили в психиатрии. Похожая история была с двоишником, который вздернулся, пока мать была на работе.
Так, что способность адаптироваться к жизни, ощущение, что жизнь приносит удовлетворение, а не исключительно страдания, зависят не от оценок в аттестате или дипломе, а от отношений в системе родитель - ребенок.
А какие истории про отличников знаете вы? Делитесь. Очень интересная тема.
С уважением.