Прагматический подход к программе школы в Америке был официально признан провальным, когда среднестатический школьник из Советского Союза показал свои знания по математике. Власти официально признали, что в эпоху холодной войны крайне самонадеянно подчиняться воле масс и облегчать жизнь детей и родителей, а также бюджет на образование, если на кону стоит гонка за право первенства в геополитике.
Противоречие между личными интересами и интересами государства были, есть и будут всегда. Наше мнение могут выслушать, но Государственный стандарт от этого не подвинется ни на йоту.
Учиться и не весело, и не "прикольно". Учиться - по факту трудно. Учиться - это развивать в себе способности, которых ранее не было. Развиваются способности от появления затруднения и путей поиска решения, как из них выйти.
К сожалению, самой неактуальной способностью на данный момент является способность "запоминать больший объемы информации". Эту функцию реально теперь намного легче переложить на информационные источники. И, бизнес это стал успешно применять. Там, где есть роботы, которые работают с базой данных, там сокращаются люди. Но!!! и Ах!!!!
Именно эта способность до сих пор тотально упражняется в учениках школы. Вместо тех способностях, которые не могут быть (пока!) охвачены цифровыми и информационными технологиями - как то:
- творить,
- мыслить и находить решения (комплексные, гуманистические, управленческие, творческие, нестандартные),
- взаимодействовать с другим человеком (группой) эффективно, конструктивно, полноценно,
- применять знания на практике, в решении задач из другой области,
- знать культурный контекст развития человечества, уметь прогнозировать ход событий и создавать пакеты задач, пользуясь историческим опытом.
В моей (тогда советской) школе меня научили достаточному словарному запасу и пониманию значений этих слов. Научили составлять грамотно тексты, научили понимать основы геометрии и вычислениям, которые помогают для решения задач в моей практике регулярно. Научили уважать трудящихся людей (начиная с учителей и родителей). Я сдала физику на "3" и никогда к ней ни разу не обратилась в ее теоретической части. Но в рамках эрудиции мне не стыдно за себя. О мире и его устройстве я знаю достаточно. А в моем воспитании хватает разумности, чтобы признать спокойно тот факт, что я по-настоящему физику не знаю, и если со мной физик в беседе, я буду спрашивать его мнения как мнения эксперта, а не лезть в бутылку, доказывая, что я компетентна в любом вопросе, потому что смотрела ролики на Ютюбе. На математике меня научили доказывать свой ответ, приводить аргументацию, перепроверять свой результат и уметь стоять за то, что я считаю правильным. Меня научили системе подготовки к устным экзаменам.
На самом деле, человечность устных экзаменов в школе в том, что учителя на момент прохождения экзаменов, уже знали, кто на что способен. Ученика, который слабый в данном предмете, не зажимали. Давали ему возможность пройти на "удовлетворительно". Все знали, что в ВУЗе ему его знания не дадут возможность сдать экзамен на проходной балл. И способных учеников знали тоже. Чтобы он в ВУЗе не завалился, его в школе гоняли, как сидорову козу. Выходил такой ученик, способный не только на обучение, но и на волевые усилия.
Наверное, мне стоит дать скидку на то, что память может идеализировать прошлое.
Недавно я работала в частной школе, около 12 лет, там упор идет не на запоминание, а на то, чтобы дети осваивали способы работы с текстом, с предметными понятиями. Я обеими руками "за". Самое человеческое в человеке - подвижность его ума, его развитие, настроенность на взаимодействие. Если этого нет - никакая культура не поможет, никакая эрудиция, никакая память. А если человек, оснащенный способами действия, мышления, познания, еще и эрудированный, культурный, с четкими гуманистическими ценностями. Это вершина образования.