Коротко говоря, да, в дореволюционной России были свои аналоги инквизиции.
Можно вспомнить как минимум пару исследований на эту тему. Помимо упомнянутой книги А. С. Пругавина "Монастырские тюрьмы в борьбе с сектанством" это как минимум две работы: Е. Ф. Грекулов "Православная инквизиция в России" и А. Г. Булгаков "Святая инквизиция в России до 1917 года". Грекулов в своей работе писал:
В России еретиков судили по «градскому» закону, но это — по словам историка Н. М. Карамзина — было лишь одной «пристойностью». Хотя православная церковь не располагала таким инквизиционным аппаратом, какой имела католическая церковь, но в борьбе с ересями, прикрывавшими, как и на Западе, движение против феодального гнета, она применяла настоящие инквизиционные методы расправы — розыск и допрос под пытками и другие способы «познания истины». Она вела часто весь судебный процесс, добиваясь угодного ей приговора и наказания. Православная церковь посылала на костры еретиков и ослушников собственной властью, светская же власть была лишь исполнительницей ее требований и приговоров. Один из основателей православной инквизиции Иосиф Волоцкий провозгласил, что царь, не желавший бороться против ересей, не слуга божий, а дьявол.
Свою инквизиторскую деятельность православная церковь осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальными органами, созданными для расследования дел против религии и церкви — Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольнической и Новокрещенской конторами и др. В духовном приказе рассматривались дела о богохульстве, еретичестве, волшебстве, святотатстве. Дела против веры и церкви вело также организованное при Синоде в 1721 г. тиунское управление. Приказ духовных дел наблюдал за «чистотой» православия, расправлялся с раскольниками и еретиками. Приказ инквизиторских дел вел следствие по делам «интересным» и «безгласным». Он имел большой штат инквизиторов как в Москве, так и на местах; возглавлял его протоинквизитор, архимандрит московского Данилова монастыря Пафнутий. В распоряжении Приказа инквизиторских дел были свои подьячие, своя охрана и собственная тюрьма. Настоящим инквизиторским застенком являлась и Раскольническая контора, существовавшая до 1764 г. С организацией духовных консисторий (1744 г.) дела о религиозных преступлениях перешли в их ведение. Консистории производили розыск по делам против веры и церкви, сажали в свои тюрьмы обвиняемых, чинили над ними суд и расправу. Наиболее важные дела вел непосредственно Синод. Он применял такие же инквизиционные методы воздействия, как и другие церковные организации. Монастырские власти вели следствие над неугодными правительству и церкви людьми, держали их в жестоком тюремном заключении.
По настоянию церкви делами о преступлениях против церкви и религии занимались и светские следственные органы — Сыскной приказ, Тайная канцелярия, Преображенский приказ и др. Сюда поступали дела от церковных властей в тех случаях, когда в «изъяснение подлинной правды» требовалось подвергнуть обвиняемых пыткам. И здесь духовное ведомство продолжало наблюдать за ведением следствия, получало допросные листы и «экстракты». Оно ревниво оберегало свои судебные права, не допуская их умаления со стороны светских властей. Если светский суд не проявлял достаточной оперативности или отказывался пытать обвиняемых, посланных церковниками, те жаловались на ослушников светским властям. По настоянию духовных властей правительство неоднократно подтверждало, что местные власти обязаны по требованию епархиальных иерархов принимать направленных ими людей «для полного розыска».
Поэтому, как недавно сказал один коллега, ГУЛАГ стал не новым явлением, а прямым наследником дореволюционных монастырских тюрем. Только тюремщики сменили роль на заключённых.
Сегодня думать о подобном и осмысливать это может быть весьма неприятно, но таким было наше прошлое, и, чтобы двигаться дальше, нам нужно осознать собственные проблемы и научиться признавать и исправлять их, а не отрицать.
Старообрядцев преследовали ничуть не слабее, чем реформистов и ведьм. Выкрещивание евреев тоже проводили по мере сил (и не только в России). Византия тоже не отличалась особенным человеколюбием и веротерпимостью.
С католическими религиозными войнами, пожалуй, все равно не сравняемся, но тем не менее.
Во-первых, с самыми массовыми сожжениями - к протестантам.
Во-вторых, да, сжигали, да, еретиков и ведьм, да, регулярно. Другое дело, что еретиков были в сотни раз меньше ввиду низкого уровня образования как такового, и низкого уровня религиозной мысли (что,
В православии своя история борьбы с просвещением и своя инквизиция. Откуда вообще взялось мнение, что православие мирное? Погуглите на досуге - РПЦ как враг просвещения - инквизиция на Руси, - можно было и не задавать вопрос, а воспользоваться инетернетом. Да и литературы на эту тему завались.
с подачи Петра 1 ввели сожжение на костре?? ничего не путаете?, требую пруф.
Хм.. сжигать мы вроде никого не сжигали, но у нас были проблемы со старообрядцами например. Плюс, язычников то мы обращали не убеждением а с помощью силы.
Так что грубо говоря, наша ветка христианства может и не была такой кровавой, но тоже далеко не мирная.