По общему правилу, деловое общение отличается тем, что собеседники, вступая в него, преследуют определённые цели, касающиеся их сферы деятельности.
Это не значит, что не может быть разговора о погоде, и другого "small talk". Но после него обязательно переходят к сути вопроса, который касается прикладных вопросов бизнеса. Собеседник должен ясно увидеть, в чем была цель обращения к нему инициатора общения, иначе возникает двусмысленность.
Всегда нужно стараться структурировать своё высказывание. Обычно эффективной является структура такого вида:
1. Проблема. 2. Обоснование её актуальности, что будет, если её не исправить. 3. Альтернативы путей решения. 4. Предлагаемое решение, его преимущества.
Не нужно уходить в демагогию, применять легко читаемые техники манипуляции собеседником. Собеседника нужно уважать. Допускается и эффективным будет использование юмора, но тут нужно хорошо знать рамки допустимости и соотносить с ситуацией.
Убедительности нужно достигать логически обоснованными суждениями. Положительный результат от предлагаемого решения желательно обосновывать цифрами, которые возможно проверить.
Плохим решением будет чрезмерная эмоциональность, менторский тон, презентация точки зрения в виде догмы, злоупотребление ссылками на авторитетные мнения.
Даже при расхождении мнений нужно уметь не выйти из себя, эмоциональная составляющая должна быть контролируемой.
Закончить необходимо, подытожив принятые решения и наметив дальнейшие действия, указав ответственных, сроки и наметив момент и способ следующей коммуникации. Поблагодарить собеседника за уделённое время и продуктивную коммуникацию.
Примерно так вижу основные особенности делового общения.