На мой субъективный взгляд, самый серьезный недостаток нашего среднего и высшего образования, доставшийся нам в наследство вместе с советской системой ценностей - это уравнительность. Если задуматься, это модель очень репрессивная: в шести-семилетнем возрасте человек попадает в некую систему, где ему нужно освоить "обязательную" программу, и едет по этим рельсам десять лет, без возможности какого-либо выбора. Всех учат одному и тому же, предъявляют ко всем одни и те же требования, главные из которых - быть покладистым, послушным ребенком, прилежно выполнять задания учителя и не задавать ненужных вопросов типа "зачем мы все это учим?" В результате школа функционирует как бюрократическая машина, где все участники процесса выполняют некие директивы и не имеют возможности проявить собственную волю. Эта система поощряет посредственность, приучает человека бездумно и послушно выполнять заданное, ибо это есть единственный путь к успеху. Разумеется, разрабатывать индивидуальную программу для каждого в современной школе невозможно, это потребует огромных затрат, но можно дать самим детям больше выбора, ведь умение брать на себя ответственность за свое будущее - одно из важнейших.
То же касается и высшего образования. Я не училась в немецкой школе, но с тем, как функционируют немецкие университеты мне довелось познакомиться. Там у студента нет определенной учебной группы, в составе которой он посещает занятия. Выбрав специальность, он получает программу, которую ему необходимо выполнить, в ней есть курсы, обязательные к посещению, есть курсы по выбору. В принципе, ты можешь записаться на любые занятия в университете и полученные тобой баллы попадут в твой диплом. Разумеется, я описала очень приблизительно, есть свои правила и тонкости, но важен принцип: ты сам автор своего учебного плана. И своим временем ты тоже распоряжаешься сам. Здесь люди легко совмещают учебу с работой, могут взять отпуск на семестр или два и уехать путешествовать. Экзамены, к которым у тебя не было времени подготовиться в этом семестре, ты можешь сдать в следующем. У всего этого есть один недостаток: люди, неспособные себя организовать, увязают в стадии учебы надолго, постоянно перенося и ототдвигая, так как нет никого, кто бы угрожал им отчислением. В этом отношении наша система гораздо эффективнее: за пять лет ты получишь высшее образование, хочешь ты того или нет. Вопрос, каких людей эта система формирует.
И еще: лично мне очень не нравится несколько устаревшая установка на этот "судьбоносный выбор" в 17 лет... У меня она вызвала в последний год школы затяжную депрессию, потому что смириться с мыслью, что вот сейчас вдруг, в 17 лет, я должна принять какое-то страшное решение, которое определит всю мою жизнь и ничего нельзя будет изменить, я просто не могла. Думаю, эти чувства я испытала именно потому, что до этого момента никаких решений мне принимать не приходилось, я меланхолично плыла со всеми вместе в одном направлении и вдруг... Мне нравится многоступенчатая система образования: образование длиной в жизнь, когда ты можешь в любой момент перейти на какую-то иную ступень, попробовать себя на практике, скорректировать вектор движения и т.д. Тогда никаких "судьбоносных выборов" (которые в любом случае являются иллюзией) не будет.