Сегодня мы имеем принудительное, я бы сказал карательное образование, имеющее целью причинить добро всем и каждому. Что бы это исправить я бы:
Отменил экзамены, и сессию, и вступительные, и выпускные.
Сделал бы сохранение работ студентов в архиве со сроком в десять лет и обязательным (как для диссертаций примерно).
Сделал бы заполнение анонимных анкет-отзывов и свободных описаний о преподавателях для студентов во время выпуска (после получения диплома при сертификации в п. 5.) с обязательной публикацией на сайтах сертификационного центра.
То же, что и в п. 3 но для вуза в целом и для конкретных специальностей. Что бы другие студенты могли почерпнуть где то реальное мнение прошедших обучение.
Вывел бы оценку профессиональной подготовки студента (сертификацию) за пределы ВУЗ-а в виде коммерческих контор. Конторы могли бы получить свободный доступ к архиву работ и отзывов студентов из пп. 2-4. Что бы работодатель мог сам отправить устраивающегося на работу для тестирования и оценки или студент сам бы пошел если надо. Это позволит точно знать подходит ли студент к конкретной работе даже без опыта и при этом сдавать дорогую, платную сертификацию пока деньги есть (хоть тысячу раз), готовясь к будущей работе. Работодатель же может с коммерческой конторой всегда обсудить, что ему надо в сертификате. При этом даже Академия Наук может спокойно набирать сотрудников задав параметры сертификации.
Разрешил бы студентам проходить самостоятельную сертификацию во время учебы.
Разрешил (не обязательно) бы ВУЗ-ам отправлять абитуриента (поступающего) в тот же сертификационный центр для принятия решения о том, стоит ли его дальше учить (только и исключительно вступительные испытания, вся сертификация в процессе обучения добровольная п.6). Вместо вступительных экзаменов тоже платно и дорого, и сколько угодно раз. Так же отменил бы аттестаты о среднем образовании.
Студент выбирает предметы. Если он хочет вообще без предметов учиться, на здоровье. Обучение платное и это просто доход университету.
Но вы ведь понимаете, что так не бывает? Вся система образования при таком подходе будет показана в отзывах и сертификатах студентов (статистика в сертификационном центре должна быть публичной) такой какова она сейчас есть, а это не выгодно очень многим функционерам, которые костьми лягут лишь бы не выдать никакой реальной информации о реальном состоянии образования.
При этом внешняя сертификация сняла бы множество самоубийств студентов в сессию и дала шанс тем, кто просто медленно учится, дала бы реальные данные о состоянии ВУЗ-а и студента, так же позволила бы обществу гибко изменять образование своим поведением (куда пойдут по реальным данным, где стратифицироваться будут, что работодатель в сертификат включил?), а работодатель все равно уволит необразованных неумех, зачем нервы (и здоровье в целом) портить и студенту, и преподавателю обязательными экзаменами? При этом плохой сертификационный центр просто разорится когда к нему не будут идти студенты за сертификатами так как работодатели перестанут плохими сертификатами интересоваться (то есть взяткоемкость нулевая).
Одновременно эта система воспитывает внимательное отношение к своему образованию и ответственное поведение в жизни у студента.