АТЕИ́ЗМ (от греч. ἄθεος – безбожный), мировоззрение, отрицающее бытие Бога, а также существование сверхъестественного мира (ангелов, духов и т. п.); отрицание религии вообще. В европ. культуре под А. обычно понимается отрицание существования личного Бога (см. Теизм).
Многообразие историч. форм А. затрудняет его классификацию. Самая общая классификация А. предполагает разделение его на следующие типы: по феноменологическому и социологическому основаниям – на А. индивидуально-личностный и А. коллективный; по принадлежности к теоретич. или практич. сфере – на А. теоретический (по преимуществу философский) и А. практический, в котором отрицание Бога выражается в действиях одного человека или группы людей, включая и т. н. гос. А., проявляющийся в законодат. системе и правовой практике государства.
В Ветхом Завете термин «безбожник» употребляется редко (2 Макк. 4:13; 3 Макк. 2:2); его функции выполняет слово «нечестивый» (ra̅ša̅‘), противоположное понятию «благочестивый». О богоотрицании говорится в Псалтири: «Сказал безумец в сердце своём: "нет Бога"» (Пс. 13:1) – «безумец» означает человека нечестивого и грешного, не имеющего страха Божия (Пс. 35:2–5), отрицающего Бога в помыслах своих (Пс. 9:25). В Ветхом Завете в тесной связи с отрицанием Бога стоят отступничество и измена своему Богу (Иов. 21:14), сотворение себе новых богов и поклонение им (Иер. 16:20). Мотив отступничества от истинного Бога или незнания Его подчёркивается в Новом Завете ап. Павлом в качестве осн. черты А. (безбожия): «…вы были в то время без Христа… были безбожники (ἄθεοι) в мире» (Еф. 2:12).
А. в Древней Греции возник в связи с отрицанием культа и мистерий, а также антропоморфизма греч. богов. Термин «безбожный» (ἄθεος), изначально означающий «лишённый божества», впервые появляется у поэтов – Пиндара в «Пифийских одах» (4, 162), Эсхила в «Евменидах» (151) и Софокла в «Электре» (124). Цицерон в кн. «О природе богов» (I, 2; I, 63) к атеистам причисляет поэта Диагора Мелосского, философа Феодора из Кирены и философа-софиста Протагора, сочинение которого о богах было сожжено. Секст Эмпирик в кн. «Против учёных» называет атеистами софистов Продика и Крития (IX, 1, 50–57). Др.-греч. толкование «нечестивого» (ἀσεβής) как атеиста, не почитающего общепризнанных гос. богов, оскверняющего святыни, во многом близко к библейскому толкованию безбожия. Платон в 10-й кн. «Законов» (907d–910d) перечисляет религ. преступления, за которые следует сурово наказывать нечестивых: это «отрицание богов», «отрицание промысла богов», «богослужения, не предусмотренные законом». Примерами др.-греч. понимания А. стали: решение афинского суда, приговорившего Сократа к смертной казни за «введение других богов», изгнание Анаксагора, обвинённого в «безбожии», и др. случаи преследования за действительные или мнимые расхождения с узаконенным почитанием богов. В Риме в 1–3 вв. н. э. гонению подвергались христиане, исповедовавшие веру в распятого на кресте и воскресшего Иисуса Христа, отрицавшую культ императора и поклонение ему как божеству, что считалось политически опасным.
Для религ. и филос. мысли средних веков А. не характерен. Связь христианского богословия и философии исключала в теоретич. области саму возможность сомнения в существовании Бога. Еретич. учения, сопровождавшие христианство в течение всей его истории, хотя иногда и назывались атеистическими, а их последователи – атеистами (безбожниками), в действительности таковыми не являлись.
Возрождение с его антропоцентризмом и стремлением к созданию нового культурного пространства, включающего ценности и достижения античной языческой культуры, подготовило условия для распространения А. в Европе, однако в своей основе оставалось эпохой религиозной. Из числа разнообразных направлений филос. мысли эпохи Возрождения наиболее близким к А. оказывается пантеизм. Этого мировоззрения придерживались П. Помпонацци, Дж. Бруно, Т. Кампанелла, Дж. Ч. Ванини (1585–1619).
В европ. философии 17–18 вв., проникнутой идеями рационализма и абсолютизации человеческого разума, ориентированной на научное (эмпирическое) познание законов природы, наиболее близки к А. пантеизм, деизм и материализм. Традиции пантеизма в 17 в. продолжал Б. Спиноза. Осн. представители англ. деизма – Дж. Толанд и А. Коллинз (1676–1729). Дальнейшее развитие деизм получил в 18 в. в филос. трудах Вольтера, Д. Юма, Ж. Ж. Руссо. В формировании «дехристианизированной» «религии Разума», идеологии Великой французской революции 18 в., особую роль сыграли деизм и франц. материализм. Механистические (см. Механицизм) и натуралистические (см. Натурализм) учения Ж. О. де Ламетри, Д. Дидро и К. А. Гельвеция могут быть отнесены к А., однако наиболее полно это мировоззрение представлено в сочинениях П. А. Гольбаха.
Широкое распространение теоретич. А. получил в 19–20 вв.; он связан с филос. направлениями своего времени – позитивизмом, антропологич. философией, анархизмом, материализмом, нигилизмом и философией жизни. Осн. представители этих филос. направлений – А. Шопенгауэр, Л. Фейербах, П. Ж. Прудон, К. Маркс, Ф. Ницше. Атеистич. взгляды разделяли отд. представители экзистенциализма (Ж. П. Сартр, А. Камю) и аналитич. психологии (З. Фрейд, Т. Райк, Э. Фромм). Агностиком считал себя философ-неопозитивист Б. Рассел.
В России теоретич. А. получил распространение лишь в 19 в. Большинство атеистич. учений в России берёт начало в европ. философии 18–19 вв. Такие течения, как позитивизм (Н. К. Михайловский), анархизм и нигилизм (М. А. Бакунин, Н. А. Добролюбов, С. Г. Нечаев, П. Н. Ткачёв), а также разл. направления социализма (Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин) обозначили осн. вехи распространения А. в России.
Своеобразие рус. А. проявилось в превращении его в целостное мировоззрение, в разновидность «веры», по словам Ф. М. Достоевского, и в стремлении к немедленному практическому применению этой веры.
Гос. А. представляет собой возведённую в ранг гос. политики идеологию; в той или иной форме он предполагает: ограничение гражд. и политич. прав верующих посредством законодательства или подзаконных актов, использование гос., политич. и общественных институтов для борьбы с религией и верующими, установление цензуры на религ. лит-ру, воспитание граждан в духе А. Гос. А. получил распространение в СССР, КНР, Камбодже и некоторых др. странах.
С распадом СССР и принятием Конституции РФ А. перестал играть роль гос. идеологии. В РФ он продолжает существовать в качестве мировоззрения определённой части общества, как одно из течений общественной мысли.