Существует несколько подходов к пониманию идеи "истины". Можно, в частности, выделить несколько концепций истины: корреспондентную, конвенциональную, когерентную, прагматическую. У каждой есть свои сильные и слабые стороны.
Корреспондентая концепция истины - это вариант, наиболее соответствующий "здравому смыслу". Согласно этому подходу, истина - это соответствие утверждений "реальному положению дел". Проблема с этим подходом в том, что, во-первых, далеко не все утверждения являются утверждениями о "реальном положении дел". Например, утверждения математики истинны только в смысле их логической связи с конкретными, произвольно выбранными аксиомами. Но дело не только в математике. Главная проблема корреспондентной концепции истины состоит в том, что для того, чтобы сверить высказывание с "реальностью", мы постулируем метафизическое понятие "реального" и, само собой, должны изначально знать, что представляет собой это "реальное".
Таким образом, корреспондентная концепция истины всегда упирается в определённую метафизику, а сами метафизические дебаты она разрешить не может. Для гегельянца "реальным" будет Абсолютная Идея и связанные с ней диалектические законы, которые открываются в спекулятивном философском исследовании. Для материалиста "реальным" будет материальный, чувственно воспринимаемый мир, постигаемый с помощью эмпирических методов. А для буддиста махаяны реальной в строгом смысле будет только шуньята, состояние пустоты, постигаемое в медитации. За каждой из этих позиций стоит своя метафизика; таким образом, гносеологический вопрос об истине здесь превращается в метафизический вопрос о "подлинной реальности".
Но, возможно, самая большая проблема корреспондентного подхода состоит даже не в этом, а в том, что на практике мы редко им пользуемся. Когда мы читаем в учебнике, что "Эверест - самая высокая гора на Земле", мы принимаем это утверждение за истинное не потому, что мы проверили его, а по каким-то другим причинам. Оставшиеся концепции пытаются описать эти другие причины.
Согласно конвенциональной концепции, истина - результат договорённости, соглашения. Например, научная истина - это результат консенсуса между учёными на конкретном этапе развития науки. Конвенциональная концепция подчёркивает важность диалога, а истина становится результатом вовлечённости большого числа людей, которые привносят свои знания и уникальные перспективы. Достижение истины, в таком случае, это процесс постоянного диалога и убеждения других в своей правоте, а причины, по которым наиболее фундаментальные положения науки признаются истинным, как правило, являются внеэмпирическими: это могут быть соображения простоты, красоты, удобства и т.п. Например, важным фактором в принятии идей Коперника была изначально не столько их более высокая точность (до Кеплера гелиоцентризм не был более точными) или практическая полезность, сколько простота его модели по сравнению с общепринятой до того моделью эпициклов.
Когерентная концепция акцентирует внимание на логической корректности высказываний. С точки зрения этого подхода, истинно то, что логически корректно, не содержит внутренних логических ошибок.
Прагматическая концепция, по сути, отказывается от понятия истины и предлагает вместо этого оперировать понятием "полезности". Вместо того, чтобы говорить об истинности тех или иных высказываний, мы должны посмотреть на них с точки зрения их полезности. Например, буддистская медитация может быть полезна для того, чтобы обрести душевное спокойствие, а научная теория - чтобы построить, например, самолёт. Тогда в пределах своих целей они будут истинны в том смысле, что они обеспечивают достижение поставленных целей.
истина просвещает человека
Истина подтверждается жизненным опытом.
Я то, без чего меня нет. Я=0. Что есть ноль? Это все. И ничего. Одновременно. Я назвал себя знанием. И поверил в это. И теперь я заражаю собою каждого. С кем сводит меня судьба. Суть Бога.
Я есть Бог. Я имя мое. Я имя твоё. Я имя наше. Мы Все Одно.
Кто ты? Такова твоя жизнь. Истина подтверждается тобою. Ты есть Жизнь.
Истина, это то, чего мы сегодня, не способны постичь.
Каждый из нас обладает, небольшой толикой истины, но воспринимает это, за истину. Истина не в части, а в целом. Только объединив наши видения окружающего нас мира, мы способны приблизится к истине. Нам очень мешает в этом, конкурентная борьба, как основной источник зла на Земле.
Читая высказывания об истине я каждый раз замечаю подмену понятия. Почему-то никто не исходит из уникальности понятия, обозначаемого этим словом, игнорируя следующее из звучания значение "нечто искомое индивидом самостоятельно или совместно с себе подобными". Вместо этого люди толкуют об устоявшихся традициях подменять проблему поиска истины (информации, объясняющей то, к чему она относится) - соображениями о "соответствии", "верности", "достоверности", "правде" и каких-то "всеобъемлющих" впечатлениях...
Истина определяет НЕ-понятные логически формы, потому что не логика рассуждений определяет истинность смысла результатов этих рассуждений. Логика делает "правильной для понимания" форму рассуждений, только оформляет рассуждения, но смысл, к которому истинно-логические рассуждения приводят - может отображать то, что в изначальной логике оказалось не учтённым...
М.Мамардашвили об этом высказался так:
Истина не может быть получена как конечное звено вывода или доказательств, она лишь может быть (как ещё Сократ понимал и Платон практиковал) в определённом смысле индуцирована (но не в смысле логической индукции типа вывода), навеяна. Нужно так заморочить человеку голову, чтобы он просто от отчаяния сам перескочил в истину.
как много сказано об истине: Истина радует и печалит; восхищает и огорчает; парализует слабых и зовет на подвиг сильных; она есть самый лучший кормчий у всех народов,чтобы безопасно миновать подводные камни житейского моря,и наконец,она есть самая надежная защита от ложных убеждений и несбыточных надежд и связанна с чем-то нераздельно ценным Много чего сказано про истину,а не показано -ничего,что она есть в сущности такое. а истина есть вот что: Все,что общечеловеческое,миротворное и ведущее к телесному бессмертию при ХРИСТЕ-это есть истина; а все -отдельное,враждотворное и ведущее в тление или бессмертию одной души без тела-есть ложь дьявольская,а потому любящих и исполняющих таковую часть им в гиенне огненной,как лжецам и пособникам дьявола.
Нет никаких примитивных или относительных истин, не на бытовом уровне, не в политике.
Истина абсолютна.
Человек перестаёт быть человеком без Разума.
Только Разум определяет Человека - не как обычное животное.
Истина - это правда. Она нужна для того, чтобы была правда, Потому что ложь - это удел сатаны, а Иегова осуждает ложь и враньё. Будьте честными, и Иегова будет помогать Вам