Приблизительно для того же, для чего нужны научные новости в интернете. Хотя последние обычно вообще никаких знаний не дают.
Самая главная проблема в науке - финансирование. Как говорят сами учёные, наука - это удовлетворение собственного любопытства за государственный счёт. Соответственно, чтобы наука развивалась или хотя бы просто была, должно быть хорошее государственное финансирование. Именно на эту задачу и работает научпоп. По сути, это пиар науки. Он создаёт у широких масс ощущение, что они, как бы, в теме. И в результате политики оказываются в ситуации, когда им необходимо выделять средства на науку.
На Западе есть даже отдельная специализация, которая называется "science communication". Во многих тамошних университетах можно взять такой курс и стать специалистом в этой области. У нас такое пока есть только в Сколково. Обучают в рамках такого курса скорее пиару, чем науке. От обычного пиарщика такой специалист отличается тем, что знает много научных слов. Глубокие знания ему не нужны. Ведь контент ему будут предоставлять учёные. Его обучают налаживать с ними контакты. После обучения такой специалист сразу может писать научные колонки в СМИ. С одной стороны, у него либо уже есть контакты в научном сообществе, либо он знает, как их наладить. С другой стороны, он умеет рассказывать о науке простым языком, понятным широким массам. Учёные, которые нуждаются в финансировании (или в его продолжении), могут через него обратиться к обществу и создать впечатление нужности своей работы. По мере того, как он пишет колонки, у него параллельно накапливается много материала для книг, поскольку в коротком формате обо всём не расскажешь. Кроме того, со временем у него формируется репутация, а сеть контактов в научном сообществе вырастает до огромных масштабов. И тогда он начинает писать книги. Учёные (или их коллективы) часто бывают в состоянии профинансировать написание книг по своей теме. А репутация автора привлекает к нему издательства, которые способны обеспечить раскрутку и дистрибуцию тиража.
В общем, научпоп нужен всем. Учёным он нужен для того, чтобы у них было финансирование для работы. Издательствам он нужен для того, чтобы поднимать бабло. Самим авторам он нужен для того, чтобы зарабатывать на жизнь. А широким массам он нужен для того, чтобы формировать и поддерживать иллюзию понимания научной проблематики и общий интерес к научным вопросам. Которые в свою очередь нужны политикам для того, чтобы им было на что опереться при распределении денег в пользу учёных. Круг, таким образом, замыкается. Причём движение денег по этому кругу обеспечивает именно научпоп. Нетрудно понять, что если убрать его из цикла, то движение денег остановится. Те, кто могут дать денег, не будут понимать "зачем?". А те, кто нуждаются в деньгах, не смогут им на этот вопрос ответить, поскольку разговаривают на другом языке.
Зачем в садик ходить, кубики так какие-то, конструкторы собирать, ДЕТСКИЙ САД какой-то, несерьёзно. Лучше сразу в школу.
Хотя зачем в школу ходить? Какие там знания она даёт, туфта какая-то, надо сразу вышку получать.
Хотя зачем эти полумеры? Там поверхностные знания, давайте сразу в доктора наук.
Сухие научные статьи широкая аудитория не сможет ни читать, ни слушать. Научпоп понятен многим и отвечает на вопрос "Что делать?", не вдаваясь в "Как это работает?" и "Каким образом это доказано?" Кроме того, научпоп способен подстегнуть интерес к более глубоким знаниям, что хоть как-то позволит распространять науку.
Потому что научПОП. То есть главная цель - популяризация науки доступным языком, без кучи сложных терминов и научного стиля изложения. Научпоп показывает что наука может быть интересной, то что теория эволюции - это не кака-то непонятная абстракция 19 века, а по сути простая, но актуальная теория не только в биологии.
Вот этот ответ мне кажется самым адекватным и лаконичным. Спасибо за него, Артём.