Образование не должно быть бесплатным, но должно быть доступным. Бесплатное образование не мотивирует людей тщательно выбирать его, т.к. их издержки невысоки. Отсюда возникает огромное количество людей, которые, во-первых, получили диплом "для корочки", во-вторых, работающих не по своей специальности.
А зачем они вкладывают большие деньги в то, что им по сути не нужно?
Я сам учился в полностью коммерческом институте. За учебу платили родители. Впринципе, в группе было примерно 1/3 высоко мотивиоованных и 2/3 средне и низко мотивированных. Я сам ощутил интерес к учебе только на 3 курсе.
Наверно дело в том, кто оплачивает учебу. Если родители, то дети довольно абстрактно воспринимают такие расходы. Если же студент берет кредит на учебу и частично, либо полностью сам его выплачивает - тут он сильно заинтересован правильно выбрать специальность.
Во-первых "правильно выбрать специальность" в возрасте 17 лет - задача, которая по плечу немногим. Лишиться права на ошибку в таком возрасте очень страшно, на мой взгляд, это ведет лишь к излишней невротизации, а не к повышению эффективности. Молодые люди, боясь "совершить непоправимое", склонны более доверять авторитету родителей или выбирать "престижные и перспективные" профессии, вместо того, чтобы следовать собственным желаниям и склонностям. Думаю, Вы не будете спорить, что более эффективен тот, кто любит свое дело, имеет к нему способности и работает с удовольствием.
Во-вторых, высшее образование в принципе не предполагает узкой специализации. По большому счету, высшее образование - это именно образование, а не профессия. В университетах людей учат добывать новое знание, в то время как в заведениях среднего профессионального образовани обучают конкретным рабочим навыкам. Таким образом понятие "работа по специальности" для выпускников ВУЗов изначально несколько размыто.
И в-третьих, эпоха профессиональных цехов и гильдий осталась далеко позади. Выучиться чему-то раз и навсегда, а потом 40 лет ехать по одним карьерным рельсам в совремнном мире уже нельзя, слишком быстро он меняется. Современная европейская модель образования - образование длиной в жизнь, когда человек в среднем раз в 3 года меняет работу, и время от времени возвращается в фазу обучения, чтобы повысить свою квалификацию и востребованность на рынке труда. Это я все про "работу не по специальности". Прямого отношения к вопросу о том, кто платит за образование, это не имеет.
Высшее образование должно быть бесплатным. Это увеличит конкурс, люди с большим желанием, но низкими знаниями могут попробовать ещё раз через год, а умным людям ставить препятствия на пути образования глупо.
При платной основе образования богатый дурак может получить образование, а умный бедняк будет грузчиком