Действительно любую причину можно объяснить и материальными и общественными побуждениями, а любые взаимоотношения между людьми являются общественными и социальными в силу их проявления именно в обществе или отношения отдельного человека к этому самому обществу.
Само по себе соотношения самого себя с обществом, т.е. внутреннее психологическое отношения себя к конкретной общественной группе, либо свои собственные поступки, уровень жизни, наш материальный достаток и многое другое уже приписывают нас к определенной социальной группе.
Именно в зависимости от окружающего нас общества мы или получаем социальное одобрение или социальное порицание нашим убеждениям, действиям или бездействиям, что справедливости ради стоит отметить, не является абсолютом, хотя бы по причине множества социальных групп, имеющих разные представления о порядке и его стандартах, в одних из которых мы поступили хорошо, а в других плохо.
Брак, заключаясь между двумя людьми, хотя бы по количеству лиц, участвующих в брачном союзе уже подпадает под категорию общественного явления, то есть явления, происходящего между людьми и в их обществе (группе), а социальная направленность брака, является следствием общественности, то есть более частным критерием, чем общественное, хотя по прежнему слишком широким и не раскрывающим истинной сути, самих принципов его заключения.
То есть мы понимаем, что социальность, это по своей сути частный признак общественности, разделяющий ее на группы, как по признакам половой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, а также кстати говоря и материального положения, и это разумеется не исчерпываемый перечень такого разделения. Вообще, если посмотреть в значение слова общество, мы увидим, что общество на латыни и есть социум, но социум в настоящее время стал означать скорее отдельные группы в этом обществе.
И вроде бы одно не отменяет другого, но поскольку любые явления и их выражения (действия, бездействия, события) имеют болею глубокую причину, чем материальную, общественную или социальную, поскольку общественная или социальная причина это скорее круг ее применения или толкования, материальная причина это скорее условия жизни, в которых заключается брак, определяющие в том числе социальный статус этих людей, но истинные причины могут быть не связанными с обществом, а лежат в глубине понимания отдельно взятого человека, то есть брак можно назвать общественным явлением по кругу лиц участвующих в его заключении и по месту его заключения, т.е. в обществе, но какие же истинные причины для его заключения.
Считаю, что истинные причины нужно искать в психике человека, в его психологических состояниях любови, веры, морально-этических убеждениях, правовой определенности и только потом в исторических суждениях, или национальных и иных традициях.
Несомненно, традиции влияют на заключение брака, форму бракосочетания, условия семейной жизни и многое другое, но на мой взгляд традиции это такое же всеобъемлющее понятие, как и общество или социум, указывающее скорее на видовые причины, чем на родовые, то есть более общее, тогда как истинные причины частные, каждая из которых у нас своя.
И лично мне представляется, что говоря о браке двух людей, идет речь скорее не об общем, а о частном, хотя в истории человечества и был период когда брачный союз заключался между родами (племенами), а не конкретными лицами, но даже тогда цель была не общественная, не социальная и не материальная, а выживание и продолжение своего рода в каждом отдельном случае.
По своей сути, первопричины можно назвать безусловными, то есть которые существуют вне всяких условий, вне группы, вне социума, эти причины от части копируют безусловные рефлексы:
- половые, которые позволяют продолжать род и да, получать удовольствие, говорят об инстинктах;
- защитные, в которых это уже не один беззащитный человек, а группа людей, способная на большее чем один человек, в том числе говоря о материальной стороне вопроса, он скажем скорее защитный, чем материальный.
Сюда же можно отнести правовую определенность своего статуса в союзе двух людей, а также иммунитета от уголовной ответственности за половые связи, что также защищает каждого из молодоженов, хотим это признавать или нет;
- пищевые, при которых добыча, приготовление, хранение пищи, становится доступнее.
Безусловные причины настолько стали быть автономными, что мы перестаем о них думать, как не думаем о пищеварении и дыхании, но именно они первоистоки, ради которых и заключается брак.
Второстепенными же причинами мне кажется являются духовные или психологические причины. Любовь и является причиной.
Цитата: "Коринфянам 13:4-8 НРП. Любовь терпелива, добра, она не завидует и не хвалится, она не гордится, не может быть грубой, она не ищет выгоды себе, она не вспыльчива и не помнит зла. Любовь не радуется неправде, но радуется истине. Она все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит. Любовь не перестанет существовать никогда, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и дар знания прекратится".
И неудивительно, что условной причиной часто является именно Любовь, но это традиционное представление в Христианстве и объяснение в психологии.
Разумеется есть случаи, которые никак не относятся к этим традициям, а их причины не могут быть описаны безусловными рефлексами, духовными убеждениями или психологическими состояниями, поэтому никого не призываю считать это константой.
Если подвести некую черту, рискну сделать вывод, что брак это либо правовой союз, поскольку условия заключения брака, права и обязанности супругов описаны в Федеральном законе (Семейном кодексе), а где право, там и экономика, даже факультеты в Вузах часто так и называются Финансово правовыми.
Либо брак, это духовный союз, хоть и закрепленный по правилам, утвержденным тем самым Семейным Кодексом.
Но мне лично хочется верить, что это все таки гибрид правового и духовного союза, что укладывается в мою собственную картину мира, чем с Вами собственно говоря и делюсь.
С Заботой о Вас,
Петрищев Михаил