Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли у композиторов любимая нота?

Искусство и культураМузыка
Влад Граматик
  · 4,9 K
Музыкант по образованию, продюсер театральных спектаклей, фильмов, издатель, журналист.   · 3 мар 2020  · show-biz.by

Композитору сказать, что у него есть любимая нота, равносильно признанию в собственной ограниченности. По умолчанию композитор обязан в равной степени владеть всей палитрой выразительных средств, которые доступны музыкальным инструментам и человеческому голосу, знать их тембры, диапазоны и регистры.

Здесь начинаются нюансы: вокальные способности певцов чрезвычайно индивидуальны. Композитору чаще всего приходится иметь дело с исполнителями, у которых голос по-настоящему красиво и ярко звучит в довольно ограниченном диапазоне – иногда меньше октавы.

Известен хрестоматийный пример – Джоакомо Россини получил заказ на написание оперы, где одну из партий исполняла певица, у которой прилично звучала одна-единственная нота. Россини написал для неё арию из одной – той самой, повторяющейся ноты – поручив всю мелодию оркестру. Для него это был отличный повод с честью выйти из сложной ситуации и показать собственное композиторское мастерство. Но это вовсе не значит, что у Россини была любимая нота.

Иной пример: в одной из самых знаменитых и популярных джазовых тем, «День и ночь» Коула Портера есть достаточно длинное вокальное вступление из одной повторяющейся ноты. В этом случае оно прекрасно оттеняет появление мелодически сложной основной темы. Кстати, эта нота у разных исполнителей – разная, потому что разные певцы исполняют «День и ночь» в разных тональностях, приспосабливая тему под свой вокальный диапазон.

Еще пример: американский автор и исполнитель середины ХХ века Гарри Нильссон сочинил шуточную песню «Coconut» («Песня про кокос»), полностью построив её на одной ноте – как упражнение в композиторском мастерстве. Опыт оказался удачным – песня стала шлягером и исполняется до сих пор.

В джазе подобные опыты проводил выдающийся саксофонист и импровизатор Владимир Чекасин. Выходя на сцену, он не начинал выступление, пока не получал «извне» звуковую подсказку: это могла быть выразительно скрипнувшая дверь, зазвонивший в зале мобильник или даже зафонивший микрофон. Музыкант «подхватывал» эту ноту и выстраивал на ней 40-минутное отделение концерта, приводя публику в полный восторг. И это можно считать высшим проявлением композиторского мастерства.

Больше о современной музыке можно послушать и почитать на сайтеПерейти на show-biz.by
У вокалистов всегда (на своём примере) есть любимый ключ и тональность. К примеру у меня си, где голос звучит максимально раскрыто и легко. А ещё - если отвечать кратко на ваш вопрос - иметь ОДНУ любимую клавишу-нотку - бессмысленно. А если развёрнуто: каждая тональность(нота) звучит совершенно по-своему. Какие-то более драматичные, какие-то более скорбные, есть более ум... Читать далее
магистр экологии  · 16 окт 2021
Это всё равно что задать вопрос: есть ли у математиков любима цифра? А у лингвистов любимая буква? А если есть - так ли хороши они будут как специалисты? А вот относительно тональностей - и шире - ладов, всё более определённо. Музыканты знают, что каждая тональность имеет своеобразный эмоциональный окрас - это следует из почти неразличимого неравенства соотношений... Читать далее