Если подходить к вопросу комплексно, то сексуальное образование начинается с момента рождения и длится всю жизнь. И это не зависит от воли родителей - даже если человек с рождения живет один на необитаемом острове, он все равно занимается самопознанием и сексуальным самообразованием в той степени, в какой ему это доступно. Здесь имеется в виду сексуальное образование в широком смысле.
Существует документ "Стандарты сексуального образования в Европе", выпущенный Федеральным центром просвещения в сфере здравоохранения Германии и европейским отделом ВОЗ. Документ гуглится по названию.
В документе все дети ранжируются по возрасту: 0-4 лет, 4-6, 6-9, 9-12, 12-15, старше 15 лет - эти группы отражают разные стадии развития. В разном возрасте у детей появляются соответствующие вопросы, связанные с сексом, на которые родителям желательно давать правильные ответы, так чтобы степень компетенции детей росла постепенно. Например, в раннем возрасте дети изучают свое тело, так или иначе натыкаются на свои гениталии, происходит осознание себя как мальчиком или девочкой, возникает интерес к своему телу и телам окружающих. Благодаря адекватным родителям они узнают что можно, а что нельзя, учатся социальным нормам. Детям даются установки, что это здорово быть мальчиком\девочкой, создают правильный фон, позволяющий не создавать комплексов. А в более старшем возрасте происходит посвящение в детали и более сложные темы, такие как ЗППП, сексуальное насилие, психологические изменения в период полового созревания, разница между образами в СМИ и реальной жизнью, давление со стороны сверстников, негативное влияние порнографии в интернете, искажающей сексуальное восприятие, правильное общение о сексе с партнером и т.д.
Это было бы полезно не только детям, но и многим моим знакомым взрослым из экс-СССР.
Приведу цитату оттуда:
"Сексуальное образование не сводится только к передаче фактов о репродукции и профилактике заболеваний. Оно помогает развивать чувства ребенка, ощущение тела/образ тела и, в то же время, укрепляет уверенность ребенка в себе, способствует развитию самоопределения: ребенок сможет вести себя ответственно по отношению к самому себе и другим.
С момента рождения воспитание ребенка осуществляется в основном через невербальное общение, которое позже все больше дополняется вербальным. Сексуальное образование является частью общего воспитания ребенка, оно всегда передается ребенку, даже если это происходит неосознанно. Взаимоотношения родителей являются для детей живым примером того, как строятся отношения. Родители также являются образцом для подражания по части гендерных ролей, выражения эмоций, сексуальности и нежности.
Умалчивая информацию о сексуальности (например, не называя половые органы), родители передают некие знания о сексуальности (в данном случае их молчание может рассматриваться как ощущения неловкости от разговоров на эту тему). Общая среда также влияет на сексуальную социализацию ребенка, например, со стороны других детей в детском саду или их интереса к собственному телу или к телу других.
Подсознательные или естественные методы воспитания и изучения сексуальности можно дополнить активными методами обучения и информирования. Преимущество этого подхода заключается в стандартизации темы сексуальности. Ответы на вопросы ребенка даются в соответствии с его возрастом и ему дают понять, что вопросы, связанные с сексуальностью являются позитивными и доставляют удовольствие. Таким образом, ребенок может развивать позитивное отношение к своему телу и обучаться соответствующим коммуникационным способностям (например, используя правильные названия частей тела). В тоже время, ребенку прививается знание, что существуют индивидуальные границы и социальные нормы, которые необходимо уважать (нельзя трогать каждого, кого захотелось потрогать). И что не менее важно, ребенок учится осознавать и выражать свои границы (ты можешь сказать нет; ты можешь обратиться за помощью). В этом смысле сексуальное образование является также социальным образованием и вносит вклад в профилактику сексуального насилия."
Если искать этот документ в сети, можно также найти статьи, которые в истеричном тоне доказывают, что Европа загнивает, мол учат сексу детей)) Но это подмена понятий, и это станет вам ясно, если вы полностью ознакомитесь с документом, а не только с краткими фразами, выдернутыми из контекста, как это делается в таких истеричных статьях. В понимании обывателя секс это собственно половой акт, а в понимании сексуального образования это целый спектр проблем, связанный с половой (само)идентификацией, социальными ролями и прочим.
Только люди и только дельфины..
Лет в 10 родители незаметно мне подсунули брошюрку,где понятным для детей языком было описано и то,как меняются мальчики и девочки,и то,как происходит зачатие и роды.Мне этой информации было достаточно.
Не знаю, как остальным. А мне не рассказывали ничего об этом. Я сама все узнала. И по мне, так это лучше, чем выслушивать от родителей лекции, и стыдиться самому.
Источники только разные бывают и контролировать вы их не сможете. И знания детей аналогично
Дети сами об этом прекрасно узнают в школе)). У нас с первого класса только об этом мальчики говорили, сейчас совершенно все знают. В интернете куча информации, по телевизору, вот так по кусочку и узнают. Потом сами начнут интересоваться.
Года в 4 на глаза попалась книга о беременности и родах. А в день выпуска из дет.сада мы получили книгу "Почемучка",в которой все довольно доступно было объяснено.В 6 лет нас уже было не надурить "капустой,аистами" и прочей дребеденью. Ни у кого от этого психика не полетела, мы просто уже не приставали к родителям с этим вопросом. Можно поступить именно так.
Мне никто не рассказывал, в 8 лет мне мама просто подарила книжку "откуда берутся дети", как было выше сказано, этого было вполне достаточно и это намного лучше родительских лекций об этом