Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как вы думаете, коммунизм был бы более оптимальным вариантом, чем капитализм в плане развития человечества?

ОбществоПолитология+6
  · 26,6 K
Научный сотрудник РАН. Последователь релятивно-иерархического принципа Гладышева - Зуева...  · 30 янв 2022
@Яков Гусев,
Сталин, ... решил строить социализм "в отдельно взятой стране". Фактически это превратилось в установление его безраздельной диктатуры. Таким образом он сделал шаг назад на столбовой дороге человечества (по Марксу): капитализм - социализм - коммунизм.
Яков Гусев, почему до сих пор в развитых странах, идущих (по Марксу) "по столбовой дороге человечества" нет коммунизма в марксистском понимании, а только империализм?
Почему марксизм стал сегодня реакционной теорей взятой буржуазией на своё идеологическое вооружение?
Юрий, а почему Вы считаете, что "марксизм стал сегодня реакционной теорией взятой буржуазией на своё идеологическое... Читать дальше
@Яков Гусев, в развитых империалистических странах сегодня нет проблемы перехода к социализму, потому что он практически бывает разный: от пролетарского до разной степени буржуазного, что говорит о том, что марксизм и материалистический социализм одинаково полезен и пролетариату и буржуазии. Проблема в переходе к коммунизму; ещё ни одна развитая страна согласно марксистской теории не перешла к коммунизму, что указывает на реакционный характер этой теории, который с успехом использует буржуазия в своей политике оппортунизма и конвергенции, развращая и обуржуазивая пролетариат философией исторического материализма ("вещизма").
@Юрий Чайкин, материализм и вещизм понятия разные.
Материализм это о естественном пути развития природы и человечества, без вмешательства потусторонних сил.
Вещизм, который в советские времена называли мещанством, это погоня за модными дорогими вещами, которые по большей части не нужны.
Иерархов церкви не заподозришь в материализме, а посмотрите, сколько красивых дорогих вещей они понатащили в Ватикан. Наша церковь тоже не отставала.
Социализм же Карл Маркс определил так.
«Этот социализм есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений» (т. 7, с. 91).
Из этого следует, что такой социализм абсолютно неприемлем для капиталистических стран. Он неизбежно ведет к диктатуре и тоталитаризму. Он отрицает саму основу капитализма, частную собственность, а в современных капстранах работники уже порядком зажирели и поднакопили собственности и капитала. Они умело пользуются теми возможностями, которые дает им капитализм: акциями, облигациями, паевыми и пенсионными фондами. Там уже почти не осталось пролетариата, которому "нечего терять, кроме своих цепей". "Буржуазного социализма" быть не может. Так что, говорить о Скандинавском "социализме" можно только в кавычках.
Печальный опыт стран, которые поэкспериментировали с марксизмом и социализмом, показывает, что они здорово отстали в экономическом, научном, культурном и социальном развитии. Это у нас в СССР был вещизм: гонялись за дефицитом и импортом. А когда, наконец, дорвались, завалили помойки вполне годными к употреблению советскими вещами, за которыми еще вчера стояли в очереди.
@Яков Гусев, материализм [лат. materialis вещественный] и "вещизм" (забыл поставить кавычки), я имел в виду эту родословную этимологическую связь философского и бытового терминов, которые как яблоки от яблони недалеко-то и разошлись от своего латинского родителя.
Социализм же Карл Маркс определил так (т.7, с. 91).
Маркс не был догматиком и определил бы социализм по другому, в соответствии с современной действительностью, и вероятнее всего изменил бы и свои философские воззрения на историю. В его эпоху как и до него господствовало абсолютистское мировоззрение во всех сферах жизни. Оно определяло и характер его теоретического мышления, подтверждавшееся ступенью действительной жизни капиталистического общества 19 века. Абсолютистский (контрастный, грубый, примитивный) характер капитализма и его субъекта - буржуазного общества и отношений его классов в ходе их развития изменились по форме и приобрели релятивный (релятивно-иерархический в современном философском понимании) характер, но в своей сущности не изменились.. Эти происшедшие метаморфозы действитеьного капитализма и социализма уже не возможно понять с исторической попозици эпохи К. Маркса и соотвтствующей ей абсолютистской материалистической (или идеалистической) философии. Условия нового времени и наука востребовали новую философию.
См. ответы на вопросы и ссылки в моём профиле.
@Юрий Чайкин, а если бы Маркс жил в 17 веке?
Действительно, Маркс и Энгельс основывали свои выводы об общественных формациях на современном им знании истории. А историческая наука того времени была евроцентричной, т.е. основывалась на истории Европы и ближайших к ней регионов, как наиболее изученных. Отсюда и их учение о смене формаций: доклассовое общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое. Но даже из этого непонятно, почему Маркс решил, что человечество движется к бесклассовому обществу.
Однако в современном Марксу мире существовали государства, которые не вписывались в эту систему. Например, Китай. Все угодья в Китае принадлежали императору, который распределял их среди своих подданных с помощью армии чиновников. Основной их обязанностью была забота о процветании подданных. Не было там ни рабов, ни крепостных, ни помещиков. Социализм, да и только!
В своей работе "К критике политической экономии" Карл Маркс просто отмахнулся от очевидного несоответствия, назвав это особым "азиатским способом производства".
К тому времени еще только научились читать египетские иероглифы. Огромное число папирусов еще не было прочитано. И только во второй половине 20 века узнали, что пирамиды строили не рабы, изнывающие под бичом надсмотрщика, а профессиональные рабочие, египтяне, да к тому же и грамотные. И в сельском хозяйстве были заняты свободные крестьяне, которые позже кормили половину Римской империи. О каком рабовладельческом обществе идет речь?
А вот экономика обеих Америк в 19 веке была основана на рабском труде. И это было при жизни Маркса!
Да, возможно Маркс и не был догматиком. Догматиков хватает среди нас, грешных.
Мы все говорим о капитализме, социализме, коммунизме, не видя очевидного: все эти -измы давно устарели. Современный Китай тому подтверждение.
@Яков Гусев
а если бы Маркс жил в 17 веке?
Этот век в истории развития философского сознания, которое шло параллельно развитию буржуазного общества (особенно в Дании), знаменателен сменой религиозного картезианского абсолютного дуализма (психо-физического параллелизма) на атеистический монизм Б. Спинозы. Эта смена мировоззрений нашла отражение в монистическом решении основного вопроса философии (ОВФ). Однако прежним остался его абсолютистский (абс.) характер. Это мировоззрение затем унаследовала классическая идеалистическая немецкая философия в лице Г. Гегеля и материалистическая философия К. Маркса. Суть абс-монистической философии состоит в том, что субстанцией (началом) бытия в отличии от картезианского дуализма являются не две самостоятельных субстанции: материальная и идеальная (физическая и психическая, материя и сознание, дух), а одна из них, тогда как вторая является вторичным, проиводным свойством от первой и, следовательно не определяющим бытие, а производным от него. При этом в идеализме бытие, следовательно, тождественно духу (идеальному), а в материализме тождественно материи. Дуализм материального и идеального в бытии при этом никуда не исчез, но был установлен абсолютный примат одного над ругим. Поэтому вся история цивилизации представлялась К. Марксу через призму этого абс-материалистического мировоззрения в форме диалектического и исторического материализма. Накопившиеся противоречия и проблемы марксистской философии в объяснении исторической и научной действительности поставили под сомнение её абс-материалистическую концепцию как и ранее абс-концепции её предшественниц. Приведённые Вами исторические примеры это лишний раз доказывают. Поэтому в конце ХХ века (1997 г.) была предложена новая философская концепция, развитая за счёт трёх новых научных подходов: иерархического, релятивного и холистического (принцип иерархической относительности или релятивно-иерархической целостности), объединившая все три предшествующие философские направления: картезианский дуализм, гегельянский идеализм и марксистский материализм, в которой содержание категорийв существенно изменилось. Согласно новой философии материальные условия (материя) или части (как первичные, низшие уровни бытия) определяют идеальную часть (как иерархически вторичный, общий уровнь бытия, например сознание), которые в совокупности определяют целое (как третичный, целостный уровень бытия). В частной упрощённой формулировке, соотнесённой с известным марксистским тезисом её можно представить таким антитезисом: материя и сознание определяют бытие как части определяют целое, который совершенно противоположен марксистскому материалистическому тезису: "Не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание".
Как видите в марксистской абс-материалистической концепции сознанию (идеальному) отведена абсолютная вторичная роль надстройки, а материальному (бытию) абсолютно первичная роль базиса. С такой позиции он и определяет историю общественно-экономических формаций. В частности различия между "капитализмом" и социализмом он определяет через материальные отношения собственности на средства производства, зависящие от уровня развития производительных сил, высокий уровень которых являются предпосылкой перехода от от частной собственности к общественной и, соответственно от"капитализма" к социализму и коммунизму. Но история, особенно современная демонстрирует нам совершенно противоречащие такой логике эпизоды как социалистические реводюци и социализм в слабо развитых странах ( в Росии и азиатский социализм в Китае), переход социализма в государственный "капитализм" или феодализм в странах СНГ, скандинавский буржуазный социализм, оппортунистическое превращение пролетариата в мелкую буржуазию и строительство частного буржуазно-паразитического "коммунизма" в классовом обществе при высоком развитии производительных сил и технологий развитых стран империализма, как высшей стадии"капитализма".
Комментарий будет продолжен.
@Юрий Чайкин, соотношение идеального и материального в развитии человеческого общества интересная философская тема. Но здесь идет речь не об этом. Вопрос поставлен так: "Как вы думаете, коммунизм был бы более оптимальным вариантом, чем капитализм в плане развития человечества?"
Моя позиция: капитализм и коммунизм, а также социализм, выдуманы Марксом. Выдуманы, основываясь на той ступени развития общественных наук, которая была современной Марксу. В настоящее время мы гораздо больше знаем об истории человечества. Ставится под сомнение марксистская периодизация истории: первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое. Но даже на основании марксистской периодизации совершенно непонятно, почему он решил, что человечество движется к бесклассовому обществу. Что будет после коммунизма? Или развитие общества остановится?
В заслугу Марксу справедливо ставят то, что он развил политэкономию, особенно в плане прибавочной стоимости. Но выводы, которые он сделал, подвергаются критике, а его прогнозы не сбываются.
Может быть историкам и философам следует остановиться на изучении и анализе опыта предыдущих поколений и не делать прогнозов? Предсказания - неблагодарное дело, они редко сбываются. Тем более не стоит создавать новых идеологий. Идеологии порождают войны. Единственная польза, которую они приносят: уменьшают плотность населения.
@Яков Гусев:
Соотношение идеального и материального в развитии человеческого общества интересная философская тема. Но здесь идет речь не об этом. Вопрос поставлен так: "Как вы думаете, коммунизм был бы более оптимальным вариантом, чем капитализм в плане развития человечества?"
На самом деле и об этом, даже если речь прямо идёт не об этом, а "вопрос поставлен так: "Как вы думаете, коммунизм был бы более оптимальным вариантом, чем капитализм в плане развития человечества?"", то прежде чем отвечать на (решать ) подобные вопросы, которые являются производными от общего и основного философского вопроса (ОВФ) "о "соотношении идеального и материального в развитии человеческого общества", необходимо иметь свою позицию по данному вопросу. Поэтому предыдущй ответ на заданный вопрос я начал с выяснения собственной и марксистской позиции по ОВФ, где я отметил вместе с Вами, что история, особенно современная демонстрирует нам совершенно противоречащие марксистской логике эпизоды. Эта проблема и ставит на повестку дня в первую очередь пересмотр позиций в ОВФ и только потом решение конкретных, частных вопросов общественного развития. Такая задача в научной методологии называется восхождением от абстрактного (общего) к конкретному.
Чтобы Вы могли понять мой ответ, Вы должны понять мою философскую позицию, коьтоорую я кратко изложил в предыдущем ответе.
Мы все говорим о капитализме, социализме, коммунизме, не видя очевидного: все эти -измы давно устарели. Современный Китай тому подтверждение.
Я полагаю, не "эти -измы давно устарели" (не конкретное), а устарели их философские концепции (их абстрактное общее), которые требуют развития.
Затронутая Вами проблематика подробно обсуждается в ещё не опубликованной статье "О характере недоразумений в дискуссиях о капитализме и социализме".
См. ответы и ссылки в моём профиле
@Яков Гусев, Маркс поэтому и великий, что мыслил широко и объёмно. Он разделил историю развития человечества на формации.
Первобытно общинный строй - самый ранний период, когда люди ещё не умели использовать рабский труд.
Рабовладельческий строй - период, когда преобладающим способом производства были рабы. Это не значит, что все остальные не работали. Мир невозможно разделить на или - или.
Феодальный строй - человечество перешло к земледелию, появились феодалы. Основной способ производства крестьяне.
Капиталистический строй - в способе производства стали преобладать ремесленники, которые превращались в капиталистов.
Социалистический строй - отобрали собственность у капиталистов и сделали общенародной (государственной).
Коммунистический строй - изменение устаревшей финансовой системы даёт трудящимся широчайшие возможности в самореализации и развитии государства.
Конечно, всё это условно и с большой натяжкой. Но надо как то охарактеризовать развитие человечества и Маркс попытался это сделать.
Я не собирался строить Коммунизм так как ещё в молодости потыркался и понял, что это бесполезная затея, что то подгонять под идеи Маркса. Я попытался изменить капиталистическую финансовую систему, так как понял, что все беды человечества именно от неё. В результате получилось государство и формация, которую и предсказывал Маркс.
Коммунизма нет в развитых странах потому, что Маркс сам не знал, что это такое. Если бы знал, то дал технологию как это построить.
Однако Маркс был точен когда говорил, что для построения Коммунизма должна созреть материально-техническая база.
@Виктор Мишин
Однако Маркс был точен когда говорил, что для построения Коммунизма должна созреть материально-техническая база.
Если он "был точен когда говорил", то должен был указать или описать эту созревшую материально-техническая базу (МТБ). Ленин был точнее, когда определил критерии солциализма как соединение "советской власти и электрификации всей страны", где определены два фактора: первым, ведущим идеальный - советская власть и вторым, материальный - электрификация, МТБ. Таким образом, ближе к истине оказался не Маркс, а Ленин как не последовательный материалист и марксист, доказавший верность своей позиции практическим социализмом (коммунизмом), не дожидаясь созревания МТБ.
Научный сотрудник РАН. Последователь релятивно-иерархического принципа Гладышева - Зуева...  · 11 февр 2022
> Яков Гусев, > а если бы Маркс жил в 17 веке? Этот век в истории развития философского сознания, которое шло параллельно развитию буржуазного общества (особенно в Дании), знаменателен сменой религиозного картезианского абсолютного дуализма (психо-физического параллелизма) на атеистический монизм Б. Спинозы. Эта смена мировоззрений нашла отражение в монистическом... Читать далее
1 эксперт согласен
Маркс тоже человек и мог ошибаться, тем более, что Социализма до него ещё не было. Высокий уровень производительны... Читать дальше
Научный сотрудник РАН. Последователь релятивно-иерархического принципа Гладышева - Зуева...  · 14 февр 2022
Человечество потому и развивается черепашьими шажками или вообще деградирует, что сохраняется экономическое и политическое противоречия между коммунистическим (общественным) производством и буржуазным (частным, классовым) присвоением или отношениями собственности, которые сложились в эпоху частного ремесленного производства. Устранение этого исторического пережитка, т... Читать далее
Научный сотрудник РАН??? И веришь в эту марксистскую охинею???
Научный сотрудник РАН. Последователь релятивно-иерархического принципа Гладышева - Зуева...  · 13 февр 2022
> @Виктор Мишин: > Именно собственность и финансовая система определяют власть, а электрификация в любой системе необходима и не является определяющей. Так что Ленин тут промахнулся. Ленин тут не промахнулся, а дело всё в том, что противоречие капитализма состоит в общественном (социалистическом или коммунистическом) характере производства капитала и частной... Читать далее
вопрос: Как вы думаете, коммунизм был бы более оптимальным вариантом, чем капитализм в плане развития человечества... Читать дальше
Научный сотрудник РАН. Последователь релятивно-иерархического принципа Гладышева - Зуева...  · 12 февр 2022
> @Виктор Мишин, > Однако Маркс был точен когда говорил, что для построения Коммунизма должна созреть материально-техническая база. Если он "был точен когда говорил", то должен был указать или описать эту созревшую материально-техническая базу (МТБ). Ленин был точнее, когда определил критерии солциализма как соединение "советской власти и электрификации всей... Читать далее
Юрий Чайкин, как мог К.Маркс описать МТБ, если он понятия не имел сколько жителей будет на земле к моменту... Читать дальше
Научный сотрудник РАН. Последователь релятивно-иерархического принципа Гладышева - Зуева...  · 11 февр 2022
> Яков Гусев: > Соотношение идеального и материального в развитии человеческого общества интересная философская тема. Но здесь идет речь не об этом. Вопрос поставлен так: "Как вы думаете, коммунизм был бы более оптимальным вариантом, чем капитализм в плане развития человечества?" На самом деле и об этом, даже если речь прямо идёт не об этом, а "вопрос поставлен так:... Читать далее
Научный сотрудник РАН. Последователь релятивно-иерархического принципа Гладышева - Зуева...  · 1 февр 2022
@Яков Гусев, материализм [лат. materialis вещественный] и "вещизм" (забыл поставить кавычки), я имел в виду эту родословную этимологическую связь философского и бытового терминов, которые как яблоки от яблони недалеко-то и разошлись от своего латинского родителя. Вы пишете: > Социализм же Карл Маркс определил так (т.7, с. 91). Маркс не был догматиком и в соответствии с... Читать далее
Согласен. Прошедшие 100 с лишним лет показали, что все пошло не по Марксу, даже вопреки Марксу. Философия это... Читать дальше
Профессия - энергетик. Специальность - тепловые электрические станции. Интересуюсь...  · 13 нояб 2021
В самом общем смысле термины капитализм и коммунизм — это теоретические абстракции, определяющие общественный строй и экономический характер производства и распределения в государстве. Реальная политика и экономика конкретных стран никогда не основывалась только на частной собственности и не предоставляла полной свободы человеку. В контексте данного вопроса их можно... Читать далее
1 эксперт не согласен
Автор хотел сказать, что в современной повседневности мы живём не благодаря мечте человека "о райской жизни", не... Читать дальше
По профессии экономист. Работал в разных областях деятельности: производство, торговля...  · 22 янв 2022
Чтобы ответить на заданный вопрос нужно понять отчего возникает коммунизм. Энгельс описал переход к коммунистическому устройству следующим образом: «Капиталистические отношения не уничтожаются, а наоборот, доводятся до крайности, до высшей точки. Но на высшей точке происходит переворот» (Ф.Энгельс. Развитие социализма от утопии к науке). Социализмом в марксистской... Читать далее
2 эксперта согласныи2 эксперта не согласны
Это материалистическое (экономическое) марксистское понимание перехода "капитализма" в материалистический... Читать дальше
Я химик-органик, интересуюсь политикой и историей.  · 1 июн 2022
Коммунизм это единственный дальнейший вариант развития человечества, который не ведёт к самоуничтожению. Общество, как и любая живая система, живо пока развивается, если его развитие остановится, особенно на стадии которая в принципе не предполагает стабильного состояния, то оно погибнет.
2 эксперта не согласны
1-я фраза противоречит 2-й. Коммунизм - система жёсткая, исключающая всякую возможность развития, а капитализм (эко... Читать дальше