Сам термин "эффективность" предполагает, что есть некоторая цель, которая при этом достигается. Поэтому для начала хорошо бы определиться с целью.
Но для начала: мое глубокое убеждение состоит в том, что с детьми процесс зачастую важнее результата, а во-вторых, наказание не является адекватным методом воспитания в принципе. Кроме этого, отдельно хочу подчеркнуть, что считаю, что дети не должны "слушаться" родителей. Если научить человека хорошо "слушаться", то потом кто-то другой может заставить его "слушаться". Часто это происходит после того, как ему исполняется 18 лет. Поэтому надо четко определиться, что для вас важнее - "думай своей головой!" или "почему ты меня не слушаешься?". Одновременно не бывает.
Но предположим, что вы решили, что ваша цель - послушный ребенок, и вы решили остановиться на наказании, как на инструменте.
Тогда так:
Общий рецепт - нужно сделать ребенку как можно больнее - тут вы сами знаете, что его сильнее зацепит. Кого-то зацепит ваша негативная реакция, кого-то стояние в углу, к кому-то нужно применять физическую силу.
При этом, надо не забывать про градацию - за то, что ребенок сильно не слушается, нужно ему сделать очень плохо, а если все не так страшно - сделайте ему не так больно. Нужно, чтобы в ваших наказаниях была система, а иначе дрессировка не будет эффективна.
Вот, что еще важно - к любой мере наказания человек привыкает и начинает просчитывать риски от ее применения, поэтому понемногу наращивайте уровень боли и неприятности. 2-х летних детей нужно бить по попе ладошкой, 5-летних ремнем, а 10-летних уже розгами с шипами.
Делать больно своему ребенку осмысленно и по системе - ужасно естественно, не правда ли?
Ваш ответ ведь могут и всерьёз принять.
Отличный ответ!