Никакое. Прикладной поведенческий анализ, активно использующийся при работе с аутичными детьми, которые демонстрируют самые разнообразные нежелательные и негативистские поведения, доказывает, что лучшим противоядием против скандала и агрессии будет не наказание, а игнорирование подобного поведения и не представление ему подкрепления в виде реакции. это вполне справедливо и для нейротипичных, то есть обычных детей. за исключением тех случаев, когда агрессия является результатом физических или психических особенностей ребенка, требующих врачебного вмешательства, почти все "хулиганства" - признак какого-то дефицита. в связи с этим поведенческие аналитики предлагают разобраться в возможных причинах такой реакции и научить ребенка доносить до родителей свои потребности более социально приемлемым способом. то есть, поведение невозможно убрать если оно 1) постоянно подкрепляется реакцией, пусть даже в виде наказания- некоторым детям безразлично какой фидбек следует за поведением, потому что его цель - привлечение внимания, но эта цель достигается очень неумелым способом. 2) поведение невозможно убрать и не предоставить альтернативы, так как у любого поведения есть причина и предпосылки, и если оно повторяется, это означает, что в окружающей среде существуют факторы, убеждающие ребенка, что подобное поведение действенно. на примерах с аутичными детьми причины негативизма видны особенно хорошо: например, ребенок, не умеющий правильно простраивать коммуникацию, или вовсе не говорящий, бросается на пол и разбивает вещи всякий раз, когда его пытаются причесать. дело может быть в сенсорном перегрузе, который испытывает ребенок, но так как его словарный запас очень мал, либо он не понимает, как совершается коммуникация между людьми, его единственным способом сообщить миру о дискомфорте становится крик. научив ребенка говорить "не надо" или "мне больно", вы получите гораздо более явный эффект, чем если станете лупить его ремнем или ставить в угол, потому что это действие для ребенка не только не имеет смысла, но и закрепляет опасную уверенность, что его наказывают за то, что он испытывает дискомфорт. естественно, с нейротипичными детьми эти схемы будут сложнее, как и причины поведения, однако модель останется прежней. на самом деле, для нейротипичных детей очень важно социальное одобрение, и потому если они жертвуют им, у них вероятно есть веские причины, так что тем более стоит разобраться, чего именно пытается добиться ребенок и какой альтернативной стратегией можно его снабдить для его же собственного спокойствия.
Ваш ответ ведь могут и всерьёз принять.
Отличный ответ!