При воспитании нельзя воспринимать наказание как способ устрашить, отомстить, унизить ребенка, или сломать его волю. И вообще наказание - последняя мера после того, как не помогли объяснения, уговоры и весь этот арсенал. Но бывают и случаи, когда оно необходимо.
Наказания вообще недопустимы в ситуациях, когда ребенок сделал что-то не нарочно или не осознавал влияния своих действий.
Главный принцип выбора наказания в том, чтобы дать ребенку понимание, что его действия влекут за собой определенные последствия, за которые ему придется отвечать.
Не дать ему это понять - значит создать риск того, что у него будут проблемы с реальным миром, где наказания за проступки уж точно будут.
Принципиально важно в любом возможном случае принудить ребенка участвовать в ликвидации последствий его нежелательных действий. Желательно, конечно, без брани, ругани и уж точно без гнобли - просто как факт.
Если ребенок не слушается и не желает делать какие-то важные действия (чистить зубы, учить уроки, выполнять обязанности по дому), вполне адекватно отказать ему в каких-то необязательных потребностях. Все мы немного балуем детей, и лишить их какой-то небольшой поблажки, к которой они давно привыкли - это нормально. Однако это не будет иметь смысла, если не объяснить причинно-следственную связь а-ля "ты не хочешь мыть за собой посуду, я расстроен и мне теперь не хочется уступать тебе пульт от телевизора".
Хотя, повторюсь, с детьми воевать и ставить ультиматумы - последнее дело. В большинстве случаев настроение, мнение и самочувствие любимого родителя/воспитателя должно быть достаточным мотиватором для послушания и хорошего поведения.
Отличный ответ!
Ваш ответ ведь могут и всерьёз принять.