Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Можете объяснить логику истории про Иисуса? Каким образом его смерть на кресте искупает наши грехи? Это кажется мне нелогичным, скорее мы добавили новый грех.

ОбществоРелигияХристианство
Елена Пинчук
  · 29,5 K

"Кажется нелогичным" - это ожидаемая реакция, так и должно быть.  Объяснение смысла искупительной жертвы  в Новом завете построено так, чтобы быть понятным для евреев времени Иисуса и апостолов, выросших в "старом завете" с его жертвами в Иерусалимском храме. Нам гораздо сложнее, мы родились и выросли в совсем другом мире.

Развернутое объяснение дает новозаветное "Послание к евреям", в котором идея примерно такая. Закон Моисея установил, что первосвященник и священники (левиты) для очищения от грехов ежегодно приносят в жертву тельцов и козлов. Закон так устроен, что "почти всё по закону очищается кровью, и без пролития крови нет прощения". Сам завет тоже был заключен пролитием крови. Моисей, прочитав скрижали с заповедями, окропил их, а затем всех собравшихся и весь храм (скинию), кровью жертвенных тельцов и козлов, говоря при этом: "это кровь завета". Так было надо, объясняет текст, потому что "завет" это завещание, оно вступает в силу, когда кто-то умирает, и этим "кто-то" стали жертвенные тельцы и козлы. 

(Давайте на время представим, что такой порядок не вызывает у нас вопросов "почему", как будто мы в нем  выросли и живем и нам он кажется очевидным).

Дальше "Послание к евреям" объясняет, что поменялось со смертью Иисуса. 

Старый завет был несовершенным, потому что  (1) первосвященник и священники были обычными людьми, тоже подверженными греху; (2) скиния, в котором происходило богослужение, была лишь несовершенным подобием неба; (3) жертва тельцов и козлов не могла уничтожить грех насовсем, из-за чего надо было приносить жертвы каждый год заново. 

Теперь, говорит "Послание", появился новый завет, в котором (1) старых первосвященников заменяет Иисус, Сын Божий, который служит вечно и бессменно; (2) Иисус служит на настоящем небесном престоле, а не в его слабом земном подобии; (3) кровь Иисуса скрепляет новый завет намного надежнее, чем кровь тельцов и козлов скрепляла старый; вместо жертвенных животных теперь принесена одна окончательная Жертва с большой буквы, которую повторять больше не нужно.

Перед нами нормальное объяснение непривычного через привычное: Иисус искупил грехи людей в том же смысле, в котором искупали грехи людей жертвенные животные. Другие идеи Нового завета точно так же объяснялись через обычные знакомые вещи и занятия: ловля рыбы, пастушество, виноградарство, свадебный пир, закваска для хлеба, постройка дома, уборка комнаты.

Теперь можно открыть глаза и вспомнить, что мы люди другой культуры и нам на самом деле непонятно, зачем нужны храмовые жертвы, зачем забивать тельцов и окроплять что-то их кровью. Христианское богословие в этом месте делает "круговую ссылку" и говорит: Моисеев закон был подготовкой к появлению Иисуса, праздничные жертвы были нужны, чтобы люди через такой обычай смогли затем понять историю Иисуса; храмовые жертвы символически, как бы загадками, намекали людям, что их ждет в будущем. 

Если такого ответа недостаточно, мы переходим к задаче повышенной трудности: выстроить логику искупления полностью заново из какой-нибудь понятной внешней точки. Чтобы оценить её сложность, представим себя  на месте эскимосов (теперь говорят "инуитов"), которые взялись бы разработать свою теорию, что такое, например, виноградник с виноградарями, которых они никогда в жизни не видели. Именно такую задачу христианские богословы героически, в хорошем смысле, решают уже много веков. К ответу, который всех устроил бы, кажется, не пришли до сих пор.

Из всех "переводов" на обычаи других народов, самыми популярными стали объяснения через "выкуп из рабства" (как в римском праве) и "возмещение за преступление" (как в германском праве). Какие сложности получаются с первым, показал еще Григорий Богослов в IV веке. Выкуп, говорил он, должен выплачиваться тому, кому кто владеет вещью. Человек в греховном состоянии был во власти дьявола, получается, что ему и выкуп - но отдавать самое дорогое худшему злодею было бы совсем оскорбительно; если же выкуп предназначен Богу, то непонятно, почему выкуп отдается третьему лицу, а не владельцу, и зачем Богу была нужна кровавая жертва. 

Версия с "возмещением", стала главной в западном богословии, подробно ее разработал Ансельм Кентерберийский в конце XI века. Логика Ансельма такая: (1) человеческие грехи нарушили божественную справедливость и тем самым оскорбили Бога; (2) тяжесть оскорбления определяется важностью лица, которого оскорбили (оскорбить знатного - хуже, чем простого), и оскорбить Бога это проступок вообще бесконечно тяжелый; (3) люди сами никогда не смогли бы выплатить "штраф" и восстановить справедливость, поэтому выкупом стал Сын Божий. Эту "юридическую теорию" православные богословы недолюбливают за "схематизм" и "формализм", с позапрошлого века ищут ей альтернативу - но на выходе получают больше споров, уже между собой, чем согласия.

В общем, "всё сложно" и речь идет о событии, смысл которого лишь частично и приблизительно передается понятием "искупления" или "выкупа". Как следствие, Иисус для христиан не только "искупитель", но еще и "пастырь", "спаситель", "источник", "врач", "премудрость" и много что еще. Когда что-то очень важно и при этом необычно, одного определения бывает недостаточно.

Алексей, спасибо вам большое! Становится гораздо понятнее.

евангельский христианин, преподаватель в itcm.ru  · 2 сент 2016
Логика здесь в том, что прощение греха невозможно без пролития крови. Жизнь по закону Моисея должна была научить этой важной истине весь израильский народ. Ранее этой кровью была кровь жертвенных животных, и приносящий их человек терпел финансовый ущерб. Такие жертвы были несовершенными и их приходилось приносить снова и снова. Жертва Христа качественно иная, потому что... Читать далее
Прощение невозможно без крови? Это такое божье правило было или чьё? И он не мог его исправить без смерти сына... Читать дальше
Говоря "эволюция", я имею в виду не биологическую, а эволюцию сознания https://youtu.be/...  · 26 июл 2021
!!! Это объяснение не душеполезно !!! Сначала попытаемся понять логику вообще сакрального жертвоприношения. Представьте: некий парень очень сильно влюбился. И говорит девушке: -Ты -моя богиня. Ради тебя я готов на всё...Могу прыгнуть с моста. -Ну прыгни.-отвечает она. И он таки прыгает. -В чем тут логика? Кому этот прыжок был нужен?- спрашивает травматолог. -Да... Читать далее
автор медицинской платформы  · 9 февр 2021
Вы правы тут во многом, кроме управления. Изначально ведь Бог так и жил - среди людей. Что сделлали люди? Они - возроптали и нагло сказали что нехотят никакого бестеллесного Бога, а хотят себе живого Царя) Бог их послушал. Но мистеррия Пришествия - нечто другое. Это Вселленский акт. Нарравне с Творрением. Его не в силлах никто ни изменнить ни проигноррировать. Все, кто... Читать далее
автор медицинской платформы  · 9 февр 2021
Смерть на кресте - ничего сама по себе неискупает. Это легко доказать - прибив Вас на фоннарном столлбе на центральной площщади. Но если Вы - Сын Бога, и от любви к нам, людям желлаете простить нам все грехи - даже - своё распятие то.. Почему нет? Таким образом вид смерти - неважен для проррока. А вот искуплены были все грехи, после Его Воскрешения и Вознесения на... Читать далее
20 лет изучаю религии, отдаю предпочтение ханифизму, https://ru.wikipedia.org/wiki/Ханифиз...  · 22 янв 2021
Вы правы в своих сомнениях. История про Иисуса такова, что... книги для Евангельского канона отобраны неверно. В НЗ два учения: 1. учение скромного пророка иудаизма Иисуса Христа , переданное Матфеем, Марком и Лукой и там нет "искупления грехов человечества" там написано "кровь Его на нас и детях наших" Мф 27:21 2. и учение лже мессии Антихриста, описанное... Читать далее
Библия и история. Христианин-Адвентист седьмого дня.   · 20 нояб 2020
Искупает наши грехи не только смерть Иисуса Христа, но вся Его жизнь. Христос назван вторым Адамом. Первый Адам проявил не послушание,-"одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть"-Рим. 5:12. Христос - стал вторым Адамом, принял природу человеческую уже ослабленною грехом и проявил послушание, тем самым победив грех и его следствие-смерть. То есть Христос... Читать далее
Бродячий наставник общества  · 30 июл 2021
Логика здесь такая. Надо понимать, какие именно грехи искупил Иисус. Это не просто отдельные поступки, а первородный грех. Грешная, животная сторона человеческого существа, толкающая на темную сторону. И наказание за такой грех - смерть. Это наказание учредил сам Бог Адаму и Еве при изгнании из рая. И душа грешника, пропитанная этим животным началом, после смерти в... Читать далее
> Вот примерно так же Иисус выступает перед Отцом - мол, человек хороший, Совсем не так. "Хороший человек" - нет... Читать дальше
Пенсионер.  · 24 июн 2021
Религия строится на Догмах, а те в свою очередь на противоречиях реальной жизни и Идеальном Божественном откровении, где путь в Рай сопряжен с постоянным очищением от ГРЕХОВ. Пройти все искушения обычному смертному и очиститься, практически невозможно, но есть КТО-ТО, взявший на себя грехи людей, что бы те могли ( теоретически ) избавиться от соблазнов и... Читать далее
шеф-редактор Кино-театр.ру  · 2 сент 2016
Какой хороший вопрос. Действительно, это очень странный путь ко спасению, способный скорее шокировать, чем убедить. Попробую объяснить, как я понимаю. В ветхозаветном мире люди приносили в жертву животных, чтобы освободиться от тяготивших грехов. Была такая традиция, и в определенные дни улицы заливались кровью самых разных животных и птиц (у кого что было). Умирающее... Читать далее
Я вижу ваши слова, но не понимаю причинно следственную связь. Почему после распятия сына стало не надо никого... Читать дальше