Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Возможно ли самостоятельно овладеть музыкальным инструментом без каких-либо инструкций?

Имеется ввиду вообще без чего либо, кроме как инструмента. Допустим, есть Вася, который иногда слушает музыку, но на инструменте никаком никогда не играл. И тут ему дают, допустим, фортепиано! Но это все. Доступ к интернету ему закрывают, чужие песни учить не дают и все, что у него есть - это фортепиано и просушенная ранее музыка в голове, которая иногда всплывает. Сможет ли Вася понять, как играть на инструмента (имеется ввиду действительно на хорошем уровне) чисто теоретически? У меня просто есть друг, который говорит, что за пару недель смог разобраться с фортепиано, аккордами и всем этим самостоятельно! Возможно ли такое?

МузыкаИскусство+2
Жанна Мартиросян
  · 93,9 K
Музыкант по образованию, продюсер театральных спектаклей, фильмов, издатель, журналист.   · 4 янв 2021  · show-biz.by

Без самоучителей, учебников и педагогов овладеть игрой на фортепиано? Теоретически - да, возможно. Только не очень понятно - зачем? Это примерно, как задаться целью съесть тарелку борща с помощью спицы. Бесконечно её смачивая и облизывая, имея в запасе очень много времени, в конечном итоге с этим можно справиться. Только не будет ли этот подвиг памятником глупости и бессмысленной траты сил?

Если "нащупать" на слух аккорды еще можно, то для того, чтобы овладеть техникой игры, требуется "поставить руку" - а это невозможно сделать, даже имея под рукой подробное описание с картинками. Во время занятий рядом должен находиться опытный педагог и просто показывать, как это делается.

Из истории музыки я знаю только один случай, когда известный музыкант обошелся без педагогов - но он был уникумом. Эрролл Гарнер, американский джазовый пианист, начал играть в три года, повторяя на слух пьесы, которые слышал по радио и на пластинках (причем сразу начал играть двумя руками). Он отказался заниматься с педагогами и учить ноты. Но, как показала его дальнейшая биография, ему это и не нужно было. Он разработал собственный виртуозный исполнительский стиль и стал одним из самых известных концертирующих джазменов середины XX века, автором множества мелодий, ставших классическими. Кроме того, как вы знаете, джаз - музыка импровизационная, зачастую ноты там вовсе и не нужны.

Гарнер был один такой феномен. Ценой героических усилий ваш знакомый Василий, вполне возможно, сможет навостриться настукивать одним пальцем мелодию (играть пятью пальцами точно не научится, потому что самому додуматься до техники "подкладывания" пальцев практически невозможно), а для левой руки - подбирать на слух какой-то примитивный аккомпанимент - но это будет звучать, конечно, убого. Если он от природы необычайно одарен и способен на большее - то он давно бы это уже сделал.

История знает еще несколько подобных случаев, произошедших в близких областях. Французский цыган Джанго Рейнхард самостоятельно виртуозно овладел банджо, скрипкой и гитарой. Он также разработал собственную технику игры - еще и потому, что вследствие травмы использовал на левой руке только три пальца. Что не помещало ему стать выдающимся виртуозом джазовой гитары.

Можно еще вспомнить Линду Маккартни. Будучи женой Пола, уже в зрелом возрасте, она научилась поддерживать на клавишных гармонию во время выступлений "Wings" - всё потому, что любящий муж очень хотел, чтобы она вместе с ним выходила на сцену. Окружающие музыканты и критики, безмерно уважая экс-битла, скромно умалчивали о её музыкальных талантах. Вполне достаточно было того, что Линда осталась талантливым фотографом.

Есть несколько известных случаев, когда одаренные люди овладевали иностранным языком, имея в своем распоряжении только книги. В частности, Жан-Франсуа Шампольон смог прочитать древнеегипетские иероглифы. Но он - общепризнанный гений лингвистики.

Предложите вашему Васе простой тест: дайте послушать пьесу "Misty" Эрролла Гарнера - возможно, она самая знаменитая из всего, что он сочинил. Это медленная и довольно простая по гармонии баллада, очень красивая. Если Вася действительно так хорош, как он говорит, он сможет повторить композицию, которую написал самоучка, не знающий нот. А если не получится - то пусть просто послушает хорошую музыку.

Больше о современной музыке можно послушать и почитать на сайтеПерейти на show-biz.by
Школа музыки для взрослых и детей  · 10 янв 2021
Очень интересный вопрос! Мозг не будет придумывать велосипед, а найдет самый простой способ обучения - повторение. Тут очень важный момент - "наслушанность", совокупность всего, что слушал и слышал этот человек. Какие жанры его интересовали, каких исполнителей он любил. Из этого складывается его музыкальный кругозор, которым в дальнейшем он будет пользоваться. Скорее... Читать далее
Музыкант и художник  · 3 янв 2021
Такое возможно, но при определенных условиях и в целом маловероятно. Например зависит от того какую он музыку слушал до того и в каких количествах. Сколько сил готов вложить в обучение наш абстрактный ученик. При чем недостаток вложенных усилий играет колоссальную роль даже при более благоприятных условиях(например наличие преподавателя и доступ к самой разной... Читать далее
Музыкальный продюсер, звукорежиссер, разбираюсь в музыкальных стилях, инструментах...  · 6 янв 2021

Скорее всего, вы с Васей вкладываете разный смысл в понятия "разобраться" и "играть хорошо". Безусловно, при наличии большого желания, можно освоить инструмент на примитивном уровне и играть свои произведения даже вызывая некоторый эффект у слушателей, но в контексте мировой культуры это вряд ли станет резонансным явлением.

Образование, искусство, философия  · 14 окт 2021
Возможно, но до определённого уровня. Было немало людей, которые самостоятельно овладевали игрой, например, на фортепиано. Учились почти всегда "на слух". Если музыкальный слух хороший, то учились быстро и играли всю жизнь на среднем уровне. Это не искусство и даже не ремесло. Это простое любительство. Некоторые из них потом всю жизнь жалели, что так и не научились... Читать далее
Делюсь личным опытом  · 5 янв 2021
Это очень хороший вопрос. Отвечу как человек, чье первое образование как раз музыкальное — может. Не только в теории, но и на практике вы можете встретить много людей которые научились игре на инструменте без знаний и обучения. Например черные ребята в начале века, которые дали потом толчок для развития блюза и джаза. Они к слову и не имели часто возможности учиться проф... Читать далее
Знаю человека, у которого мама была педагогом музыки, а он сам не знал ни единой ноты, но сочинял пьесы и песни на... Читать дальше
интегральная политическая теория; космизм; диалектика. связь://vk.com/alexfirerain  · 6 апр 2021
Да возможно, почему бы нет, многие так учились. Тем более если есть хотя бы какой-то пример записи того, как может звучать данный инструмент, музыка на нём – и есть сам инструмент, то только вопрос времени и желания, как скоро ты сможешь извлечь из него то же самое. Время зависит от от музыкальных способностей индивида, конечно, но и способности эти развиваются тренировк... Читать далее
Довольно широкий круг интересов и компетенции, разнообразный опыт  · 3 янв 2021
Думаю, чисто теоретически такую вероятность исключать нельзя, в смысле научиться играть на фортепьяно полностью самостоятельно. Однако насчет пары недель я бы очень сильно усомнился. Думаю, за пару недель освоить фортепьяно на хорошем уровне вообще крайне маловероятно, а самостоятельно - практически невозможно. В любом случае, в т.ч. и при самостоятельном освоении... Читать далее
Безусловно можно. Но могут возникнуть ошибки в постановке рук, да и другие ошибки, распознать которые, к... Читать дальше
🍀 Естествоиспытатель   · 2 апр 2021  · shymanovsky.mooo.com
Видимо можно, но многое зависит от выбора инструмента. Приведу пример. Вот запомнили вы какую-то песенку и сразу стали ее насвистывать. Губы - ваш инструмент, разновидность флейты. Вам необязательно понимать, как он работает и чем отличается фа мажор от фа диеза. Вы просто взяли и сыграли, если есть музыкальный слух и память. Из существующих инструментов, я бы, видимо... Читать далее
вокал-живопись  · 18 окт 2021
Конкретно на клавишных -это сложно-- совместная игра левой и правой рук требует многочасовых упражнений.Особенно если левая рука играет арпеджио. а правая тему.