У Воланда в "Мастере и Маргарите" двоякая роль. Помимо олицетворения собственно Сатаны, т.е. кавера на Мефистофеля из "Фауста", Воланд еще является инструментом политической сатиры. Прообразом Воланда стал Лев Давидович Троцкий. Но не сам Троцкий как таковой, хоть он и "демон революции", а тот мифологический "Троцкий", который в тридцатые годы "скрывался" за любым злодеянием, преступлением и просто анекдотом, происходившим в СССР. Что бы ни случилось - за всем видны уши (или рога?) Троцкого. Троцкизм в изложении пропаганды и восприятии многих людей в эти годы приобрел поистине размах нечистой силы, которая повсюду. Короче говоря, иностранный консультант этот Воланд. В 30-е годы сразу было ясно, о ком речь.