С упоением когда-то давно прочла "Герой нашего времени" Лермонтова. Избито, но собирательный образ Печорина, эдакого представителя циничного и маргинального общества, влюбил на тот момент мое наивное сердце в себя. Сейчас я не могу не отождествлять мой прошедший жизненный период с идеологическими высказываниями самого персонажа. Вольно-невольно, но в один момент пройдешь этап "лишнего человека" в какой-нибудь рандомной социальной группе. Возможно, именно этот роман познакомил меня со страданием невозвратности "закостенелой" личности, для которой жизнь становится преимущественно бессмысленной, и она, видя все недостатки своей души, также видит бесплодность и напрасность душевного, психологического и нравственного развития. Ярое ощущение реализма после прочтения оставляет свой отпечаток.
Роман "Бремя страстей человеческих" Моэма буквально помог сформировать мне жизненные позиции, а во многом дал мне возможность научиться принимать людей, избавляя меня от бинарности мышления. А если говорить простым языком, он значительно изменил меня. Автор пишет в стиле романтизма, со своим привычным наделением героев духа бунтарства и острого отторжения какого-либо конформизма. Но есть небольшие различия между "Бремя страстей человеческих" и остальными романами Моэма. Здесь на протяжении всего романа протагонист проходит цикличность существования: Детство проведя в консервативной религиозной семье и избавившись от желания приобщиться к простому, низменному обществу, персонаж покидает родительский дом и начинает проживать мятежную, пресыщенною чувствами, духом авантюризма жизнь с целью понимания и создания себя. В течение нескольких лет он, как скиталец, рыщет в поисках пристанища, попутно проживая жизнь во всем ее проявлении. Мы растем, наблюдаем и изменяемся, следуя за главным героем. В конечном итоге, заканчивая цикличность, персонаж. обеднев материально и духовно, приходит к выводу о бессилии собственной воли к жизни и неизбежности смерти, что, следовательно приводит его к мысли о бессмысленности человеческого существования. И наконец, душа персонажа из юной мятежности переходит в состояние удовлетворения и покоя, в котором герой находит собственный смысл существования и счастья.
Классическая литература имеет конкретное свойство: в большинстве случаев она порождает идеи, исходящие из нравственной проблематики людей несчастных, неудовлетворенных жизнью, либо простых, приземленных. Классика трагична. особенно русская, но может поэтому и скучна для неискушенного читателя? Я не возьмусь ответить на этот вопрос, но с пониманием классики приходит и любовь к ней.
Если скучна, то значитвырождаемся, и нужны только комиксы...