Не нужно. А в нынешних условиях даже вредно.
Почему?
Сразу оговорюсь, что получение знаний о политике, закономерностях функционирования политической сферы жизни общества, основных политических институтах и т.д. нужно и полезно. В курсе обществознания или в виде отдельных дисциплин подрастающему поколению сообщать такие сведения надо обязательно. Но это называется политическим обучением или изучением политики. Воспитание же подразумевает целенаправленное воздействие на личность с целью формирования определённой позиции. Воспитание всегда ориентируется на некий идеальный образ и стремится вложить вашего подопечного в прокрустово ложе этого образа (например, вы считаете, что ребёнок должен вырасти гуманным? Будем с ним спасать зверюшек и т.д.)
Какой идеальный образ «животного политического» будет формироваться в нашем подрастающем поколении?
Самая безобидная форма – это побуждение быть ответственным гражданином. ("Нужно участвовать в выборах, когда достигнешь совершеннолетия. Ведь от твоего участия зависит будущее твоей страны!")
Но и это лишнее, сразу скажу. "От твоего участия в выборах зависит будущее" – да, зависит. Но понимание этого может быть передано школьнику ещё на стадии изучения политики в курсах обществознания, причём обязательно отстранённо и беспристрастно. Ходить на выборы или нет – человек решит сам, давить на него нельзя. В конце концов, каждый имеет право быть идиотом в древнегреческом смысле слова (частное лицо, человек, не принимающий участия в управлении делами полиса, не вовлеченный в общественно-политическую жизнь).
Но в нынешних российских реалиях наивно полагать, что Левиафан остановится лишь на безобидных формах. С высокой долей вероятности политическое воспитание выльется у нас в политическую манипуляцию и пропаганду. Разговоры со школьниками о вставании с колен и необходимости сплотиться вокруг вождя, о "пятой колонне", которую используют спецслужбы США, и другие более экзотические варианты. Помню, в моей школе учительница в начале 2000-х спрашивала у нас в классе, за кого голосовали родители. И потом детально комментировала: «Кириенко? Вы знаете, старцы описывали образ антихриста, который грядёт на русскую землю. Я почитала и сравнила: Кириенко – это именно антихрист. Вы вдумайтесь, за кого ваши родители голосуют!».
Политическое воспитание тесно связано с ценностными установками и с идеологическими взглядами. Полное внешнее единодушие по поводу ценностей и идеологии возможно лишь в тоталитарных режимах (да и там случаются исключения): в классификации Х. Линца степень идеологизации и политической мобилизации населения максимально высока при тоталитаризме. Если у нас нет планов перейти из нынешнего авторитарного режима в тоталитарный, то и политическое воспитание нам не нужно.
Спасибо за разделение понятий обучения и воспитания!
Нужно, в виде преподавания основ социологии и политологии вместо того, что сейчас дается на уроках обществознания. Было бы неплохо, если бы школьникам объясняли, что такое политический процесс, как он влияет на общество и как общество влияет на него.
Достаточно общего представления в курсе обществознания - у нас и так идёт идеологическое давление безумное с радикализацией, а учитывая тот факт что дети склонны к максимализму - т.к это естественный период развития мышления - далеко не каждый в силах предсказать, чем это всё "воспитание" закончится, включая и судьбу "воспитателей".
Я думаю, что хватит, чтобы им показывали разные точки зрения. То есть обязательно должны быть оппозиционные tv-каналы тоже. Человек должен сам анализировать, то что происходит в стране и думать.
Какого-то специального политического воспитание не нужно. Это не навык, которому стоит учить.
Только в том случае, если это образование не будет заключаться в завуалированном или открытом пропагандировании политической партии или полит. лидера