Я не знаю, что сказать, потому что на фоне смерти тускнеют любые слова. Единственное, что заставляет смерть поблекнуть - это жизнь. И я знаю, что как минимум двое моих знакомых в Петербурге сегодня чудом избежали смерти, задержавшись-замешкавшись по разным причинам. Вот что я чувствую: они могли погибнуть, но этого не произошло.
Сегодня не стало 10 человек из-за людей, которые ещё пока не объявились, не высказали объяснение своего поступка, которое по какой-то недоразвитой причине кажется им логичным. Но в какие слова бы эти люди ни облекли свой мотив, его суть от этого не изменится. Эти люди преследовали цель заставить нас с вами отвлечься от жизни, забрать у нас чувство, что мы управляем собственной жизнью, можем на что-то повлиять. Они хотели убить несколько человек, покалечить - несколько десятков, а весь город, а то и всю страну - заставить перестать жить.
И я скорблю о погибших, но не собираюсь "спускаться в могилу": прятаться, избегать общественных мест, потворствовать террористам. Потому что террорист - это взрослая форма школьного хулигана. Он старается держать окружающих в страхе только потому, что это единственный язык, который он понимает. В понимании хулигана есть только две возможности отношений с людьми: или они боятся его, или он боится их. Когда хулигана никто не боится, начинает бояться он. Он не идёт на диалог, потому что не способен понять что-то, кроме агрессии. Хулиган глуп. Террорист глуп. И когда мы боимся террористов, мы позволяем двоечникам управлять нашей жизнью. И я понимаю, как страшно, когда хаос и смерть. Никто бы не хотел такое пережить.
Я желаю петербуржцам много сил и много смелости, чтобы пережить эту трагедию. Не пересидеть в чулане, а пережить. Вы сильные, потому что вы россияне. Я верю в вас.
Сегодня у меня траур. Нет, слава богу, все мои питерцы живы. Но мне все равно больно из-за раны, которую получил Петербург. Мы все связаны. И горе тех, кто стал жертвой теракта на Сенной, и мое тоже. Я с вами.
Страшно знать, что кто-то уже не вернется домой. Дети, молодые люди на фотографиях. Мы должны помнить. Это всё что мы можем сделать друг для друга. Любить и помнить.
18 лет назад на этой же станции метро обрушился козырек и убил семь человек.
Очень жаль всех, кому в этот день не повезло находиться там. Я сам мог оказаться в это время в этом месте, и мои друзья тоже. От такой внезапной атаки никак не укроешься.
Петербуржцы, бесконечно дорогие и любимые, держитесь! Сейчас нам всем страшно, но вам - особенно. У каждого из нас душа болит, а у вас она разрывается.
Очень хочется обнять всех и каждого, поддержать. Но вы и сами сейчас показываете пример совершенно фантастического мужества и человечности.
Все мысли только о родном городе, о вас! Крепитесь, держитесь!
Не переживайте. Теракты по статистике не повторяются в том же городе, где произошли недавно. Это может быть цинично, но правда.