Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему философию не преподают в школе?

Важно отметить. Не нудную историю философии, а сами идеи.
ОбществоОбразование+3
Елизар
  · 3,6 K
На Кью задали 1 похожий вопрос
кандидат физико-математических наук, математик, исследователь, data scientist, предпринима...  · 29 дек 2021  · novikovlabs.ru
Давайте я начну ответ с мнения Ричарда Фейнмана (лауреата Нобелевской премии по физике "за фундаментальные работы по квантовой электродинамике, имевшие глубокие последствия для физики элементарных частиц"), который утверждал следующее
philosophy of science is as useful to scientists as ornithology is to birds
"Философия науки также полезна исследователям, как орнитология птицам".
Философия хоть и может быть увлекательной и задаваться вполне интересными вопросами, но есть два существенных аспекта:
  1. дисциплины нуждающиеся в философии ей сами по себе пропитаны в достаточной степени, чтобы философию в отдельности не изучать;
  2. потребление людьми результатов философии происходит через культуру, а не непосредственно.
У школьной программы и так есть существенный минус, что она устроена так, что нет ощущения необходимости, утилизируемости полученных знаний вне системы образования. Зачем изучать логарифмы? Потому что они есть в ЕГЭ, очевидно же.
Есть огромное количество, безусловно интересных вещей, которые однако, в школьную программу засовывать не нужно.
------------------------------------------------
В сегодняшних реалиях для поступления в аспирантуру в России нужно сдавать историю философии, а для получения степени кандидата наук кандидатский минимум по философии науки.
Некоторые люди с маленьких кругозором, почему-то считают, что в этом есть какой-то огромный потайной смысл, что, мол, такое положение дел придумано умными людьми для некоторой цели. Для какой цели часто объяснить толком не могут, но, очевидно, для великой.
История этих экзаменов восходит на самом деле к советским временам, когда степень к.н. или д.н. давала существенный комфорт жизни (который был доступен далеко не каждому советскому гражданину). Соответственно, партия и правительство хотело иметь на ценных местах людей идеологически подготовленных, а потому заставляло сдавать маркистско-ленинскую философию и она была идеологическим цензом для всяких неблагонадежных элементов. Примерно, впрочем, как и госэкзамен по научному коммунизму и истории КПСС для получения диплома о высшем образовании.
Как Союз распался, форму экзамена поменяли, а вот экзамены как цензы не отменили (ну, аспирантура меньше всего интересовало голодающее население) и вот чисто в силу исторической традиции мы имеем ценз в виде философии. Не в обиду философии, но математику или статистику ведь в аспирантуру по философии не сдают.)
Спасибо за ответ. Цитата действительно достойная и я ее точно ещё не раз использую) Но все таки попробую не... Читать дальше
@Елизар Резванов, ещё раз повторю ключевую идею. Я не говорю, что философия не нужна - важно другое. Ваше потребление философских идей и то. что вы приходите к определенным идеям, продиктовано не совсем тем, что это суперъестественные идеи, а тем, что вы потребляете современные философские концепции через культуру, которую можно разложить на:
  1. художественную культуру (книги, физльмы, пьесы, картины и т.д.);
  2. общественные движения (в первую очередь речь о различных движениях за права различных меньшинств);
  3. традицию вашего локального сообщества (примерно до 300 человек, с которыми вы контактируете);
  4. информационную повестку (новостной фон, которые совпровождает вашу ежедневную жизнь).
Понятно, что границы этих категорий условны и сложно отличить, скажем, религию как общественное движение или традицию вашего локального сообщества. Но смысл в том, что ничтожное количество людей потребяет философские концепции непосредственно из первоисточника.
-------------------------------------------
Ну и еще одно замечание, которое я бы добавил. Почему-то многие, кто хотят что-то добавить в программу школы не допускают мысли, что вообще-то можно что-то изучать вне школьной программы. Вам никто не мешает взять и начать читать что-то сверх программы.
Есть несколько утверждений которые надо имет в виду:
  1. наличие чего-то в школьной программе подразумевает ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ изучения этого. И сколь бы интересным предмет не был для какой-то части - это не повод грузить ВСЕХ.
  2. к сожалению, советская педагогика воспитала концепцию "сначала слушаем учителя, и если внимательно слушать - учебник можно не читать". Собственно, по моему мнению, отсюда и проистекают все эти желания "добавить в школьную программу". Я считаю, что такой подход в корне неверен, а к тому же и расточителен и неэффективен одновременно.
Нужно учить людей "читать", как ни странно. И в первую очередь добывать информацию из книг, а не учить "краткими авторскими пересказами". Тогда внезапно оказывается, чтобы что-то узнать - не нужно вводить дополнительные уроки по этому предмету, достаточно взять хороший учебник и прочитать там.
Учитывая, то что философия, априори, мать всех наук, хотим мы того или нет всё равно рано или поздно каждый имеющий зачатки образования, в той или иной мере коснётся хоть краешком, за подол юбки ... . А дальше уже дело частного любопытства и желания, жизненных приоритетов. Для кого-то философия является смыслом жизни, кому-то она необходима для дальнейшего продвижения в обществе, а кто-то перешагнёт через неё и пойдёт по новой изобретать велосипед.
Писатель экзистенциалист. Публикуюсь на "Проза ру" и на сайте https://gennnadyshikunov.r...  · 25 дек 2021
Это зависит от того, что вы подразумеваете под философией. Философия - это умозрительное построение мироздания (миропонимания) Подразумевается сугубо личностный подход, хотя предлагается как "форма общественного сознания" . Некоторые считают философию "любовью к мудрости". И уже нужно разбираться с понятиями "любовь" и "мудрость" .Но, исходя из наследия именитых... Читать далее
История, история и культура Санкт- Петербурга, философия, психология.  · 27 дек 2021
Дети еще не доросли.
Но она включена в курс обществознания.
Для ознакомления - хватит.
Более глубоко- позже.
Мне кажется- это правильно. Философия- это наука для души.
Интересны темы отечественной истории, в том числе истории религии (христианство).  · 1 янв 2022
31 августа 1896 года Лев Николаевич Толстой написал письмо Александре Михайловне Калмыковой, в котором были такие строки: "Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это". Более того, нельзя не заметить, что нынешняя власть упорно выполняет завет херра Адольфа Шикльгрубера об... Читать далее
Лучший
Певица и писатель  · 30 дек 2021
Как отдельной науки ее нет в школьных программах, ведь есть именно то что детям может быть сложным для восприятия. Но в при изучении иных наук, таких как история, литература, возможно искуство и музыка присутствуют деятели которые являлись в свое время философами. Так же раскрывая их интересные стороны..
Программист зарывшийся в философию. Обладаю некоторыми знаниями об аниме и игровой...  · 27 дек 2021
Если сильно не углубляться то философия то это наука о науке. Уметь мыслить действительно необходимо, но это как правило приходит с опытом , личным или опытом других. Школа должна давать уже имеющееся знания , а не ставить на путь размышления
экономика 3D графика фильмы политика интернет компьютеры общество спорт наука киберспорт  · 27 дек 2021
Хорошо бы...но ведь заставят изучать работы классиков Гегеля, Фалеса, Девида Хьюма, Канта, Аристотеля, Демокрита
пусть читают Валерия Николаевича Сагатовского "Вселенная философа"
просто понятно и общедоступно
экономика 3D графика фильмы политика интернет компьютеры общество спорт наука киберспорт  · 28 дек 2021
Общество потребления не требует искать глубокого смысла в жизни...зарабатывай...потребляй и радуйся жизни...
остальное от лукавого...вот на пенсии можно и Канта почитать
Просто проходил мимо.  · 19 дек 2021
Потому что никакие философские идеи не заслуживают того, чтобы их преподавали - это лишь непроверяемые гипотезы о свойствах окружающего мира, которые впоследствии, в процессе накопления объективных знаний, либо теряют актуальность, либо находят экспериментальное подтверждение (как это было с атомарной гипотезой Демокрита), после чего развиваются в рамках конкретных наук.
Это делают в универах.
Ответы на похожие вопросы
Почему в школах не преподают философию? — 4 ответа, задан 
Основатель небольшой компании аналитического программного обеспечения  · 5 апр 2017

Уже преподают в 4-5 классах в курсе "Основы светской этики".

В учебнике цитируются крупнейшие философы, акцент сделан на Золотом правиле "не делай другим того, что не хотел бы для себя" и его практических применениях.

1 эксперт согласен
Почему в школах не преподают философию? — 4 ответа, задан 
Отрасль связи (телевидение и Интернет). Техник и юрист. Или наоборот, но не только.  · 6 апр 2017

Несмотря на то, что что-то из философии всё-таки в школьных курсах преподаётся, отсутствие философии и/или истории философских течений, как отдельного школьного курса является, видимо, следствием мнения, что этот предмет сложен для восприятия детьми и подростками, а школьная программа и так перенасыщена. Я бы добавил, что на самом деле и не нужен он всем. Вот основы логики и теории доказывания (как необходимой базы для развития критического мышления) я бы добавил в школьную программу, а также пересмотрел программы некоторых предметов в связи с этим.
  Проблема ещё также в том, что никогда в наших школах не учили ребят критическому мышлению, являющемуся необходимым условием понимания основ современной философии - практически всегда история, литература и обществознание преподавались тенденциозно.
 Но тут, если потянуть за ниточку, то далее однозначно придём к мнению, что российская  школьная программа  требует полного пересмотра и переработки.
 Также надо заметить, что многие считают что философия - сама по себе не наука, а это отдельные науки вместе составляют философию.

Почему в школах не преподают философию? — 4 ответа, задан 
Analytics Manager  · 9 апр 2017

В школе моей дочери (в Дублине) философию преподают как отдельный предмет. Именно философию, а не историю философии, то есть учат осмыслению событий, действий и ощущений с помощью развития умения медитировать и практике mindfulness. Это, конечно, тут пока не в каждой школьной программе, но вполне себе в тренде...

Почему в школах не преподают философию? — 4 ответа, задан 
Философ Реалист и инженер-строитель  · 3 мар 2020

Для меня к примеру базисом является философия Абсолютной Реальности, но она оперирует настолько абстракными высокоэнергетичными понятиями, что простой ум школьника получит перегрузку, а ведь его и так грузят другими дисциплинами. К абстракному мышлению надо постепенно приобщать и уже на уровне высшей школы в ВУЗе уже можно грузить по полной. С другой стороны в системе образования нет настоящих философов, в лучшем случае есть какие-то мыслители. Ведь настоящий философ должен владеть знаниями об основах Бытия, но разве кто может поведать о Первопричине или о монадическом базисе самой Истины? Ведь таже Логика, которую использует Разум и то должна придерживаться Истины...Человечеству нужно провести реформы в сфере философии и поставить все на свои места исправив все искажения Реальности.