Очень многие тоннели имеют круглое, яйцеобразоное и т.п. сечения не для красоты, а для равномерного распределения нагрузки. Или же тюбинги. При строительстве тоннелей глубокого заложения или под реками, используют чугунные тюбинги. Помимо того, что округлая форма распределяет нагрузку равномерно, чугунные тюбинги как бы "вставлены" друг в друга, а материал из которого они сделаны дает необходимую прочность.
То же самое с арочными сводами, которые выдерживают очень большую нагрузку, из уроков ОБЖ можно вспомнить, что и во время землетрясений тоже. Вот, тоннелю больше 200 лет, а он стоит себе и стоит. Даже дома можно провести эксперимент с яйцом - походить по упаковке яиц или же положить яйцо в песок и надавить на него. Спойлер - яйцу ничего не будет именно из-за его уникальной формы.
Все эти радости работают только если тоннель сохраняет герметичность, поэтому *официально* запрещено проводить работы близ тоннелей и подземных коммуникаций (что, конечно, не всех останавливает). Ну и, конечно, учитывается состояние грунта.
Что касается прямоугольных тоннелей и парковок. Как правило, прямоугольные/квадратные тоннели строятся открытым способом и, соответственно, на небольшой глубине, что позволяет рассчитывать на меньшую нагрузку. Строить над тоннелями нельзя, некуда фундамент заложить. Парковки же строятся как единый комплекс с вышестоящими зданиями.
а в МОСКВЕ сваю в вагон метро влепили
Как-то, помнится, какие-то герои всё-таки забили сваю прямо в поезд метро...
Есть такие специальные люди, инженеры называются, которые обучены проектировать так, что бы дома не проваливались в туннели, а сквозь подземную парковку не проходил газопровод высокого давления.
Тем не менее в Москве умудряются забивать сваи не только в туннели метро, а прямо в движущийся поезд.
очень полезный ответ. спасибо. Не проваливаются, потому что так инженеры делают.