Если посмотреть на это с позиции прагматики, то существует две основные стратегии взаимодействия: кооперация и конфронтация. Кооперация — это наиболее популярный сценарий: в этом случае говорящий и слушающий вносят примерно одинаковый вклад в общение, чтобы каждый мог получить свою выгоду. В такие кооперативные ритуалы мы вступаем каждый день с самыми разными людьми: общение с продавцом, заказ такси, разговор с начальником, коллегами и т.д.
Но есть ситуации, когда выгоду может получить только один, и в этом случае срабатывает проигрышно-выигрышный сценарий (конфронтация).
Немецкие психологи проводили эксперимент, в котором два водителя грузовиков выезжали из пунктов А и Б, чтобы доставить в противоположные пункты свои грузы, причем, чем быстрее они это делали, тем больше денег получали. Водители могли воспользоваться двумя путями с однополосным движением: один из них был сильно короче другого. В результате они всегда выбирали пункт А и выезжали навстречу друг другу, даже если у них была возможность координировать маршруты по телефону. Таким образом, коммуникация не равна кооперации, иногда конфликтный сценарий определяется обстоятельствами и является самой естественной формой взаимодействия.
Не все способны разговаривать, контролировать свою агрессию вот и кидаются с кулаками. Ну не у всех есть навык вести переговоры и договариваться, этому тоже надо учиться, но не все хотят это делать.
Реакция человека зависит от уровня воспитания, силы характера, влияние близкого окружения, обстоятельств, сложившейся ситуации. Есть люди просто с психическими отклонениями, которые не сразу можно распознать. Если у человека укоренилось понятие "добиваться силой", то он будет агрессировать, применять насилие. В этом случае агрессия побеждает разум.