Ну что ж, поучаствую в дискуссии коллег Андрея Миллера и Алексея Панченко, хотя я обычно не пишу ни о чем кроме Средневековья.
Вопрос о геноциде весьма непростой и упирается в терминологию. Если принять точку зрения Алексея, то, скажем, почти полное уничтожение исходных ( не современных) татар Чингисханом или ирокезами гуронов вовремя Бобровых войн геноцидом назвать нельзя. Хотя там явным признаком для уничтожения был этнос ( племя). Возвращаясь к османам резня христиан отнюдь не только во время восстаний и не только христиан была общей османской практикой на протяжении веков. Например, резня Селимом II Грозным тюроязычных шиитов - 600 тыс погибших (цифра для XVI века вполне сопоставимая с событиями 1915 -1918 годов). Тут правда признак не этнический, а религиозный.
Косвенно позицию Алексея поддерживает сама история появления термина геноцид. А он был придуман юристом Рафаэлем Лемкиным именно на основе анализа событий 1915 и последующих годов - уничтожения армян, понтийских греков, айсоров и курдов-йезидов ( последние два этноса часто забывают, а они особенно айсоры тоже пострадали очень сильно).
С другой стороны современная наука, как я понимаю, трактует геноцид не только как этницид. В свое время ко мне в руки попал узконаучный сборник "Экстремальное насилие", посвященный теме геноцидов. Там было все: 1915 год, Холокост, Руанда и так далее. Причем это было прежде всего теоретическое осмысление. Я сейчас сборник найти не смог, но оказалось, что выписал оттуда формулировки понятия геноцид.
Итак. "Международный журнал социальных наук" № 41-43. 2003. Тема: Экстремальное насилие.
Определения геноцида.
1)Жорж Семелин. "... я бы определил геноцид как такой специфический процесс разрушения гражданского населения, который направлен на тотальное искоренение общины, которая идентифицируется критериями, определяемыми преступной стороной". (страница 21).
2)Марк Левин. "Геноцид происходит там, где государство, полагая, что его целостности угрожает какая-то объединенная часть населения, которую государство определяет соответственно в коллективных или же общинных терминах, стремится исправить ситуацию через систематическое, en masse физическое уничтожение этой части населения, in toto, или же до тех пор, пока оно не перестанет восприниматься как угроза". (страница 31) - Levene. M. Is the Holocaust Simply Another Example of Genocide? //Paterns of Prejudice. 1994. V. 28. P. 10.
Если следовать этим определениям, то прав скорее Андрей Миллер, понимающий геноцид более широко и не связывающий его напрямую с концепцией национализма.