Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему среди французов так много поэтов, писателей, философов?

ИсторияИскусство и культура+3
Jack Groot
  · 3,5 K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные науки  · 31 авг 2018  · academia.fzrw.info

А я вот не соглашусь с другими отвечающими. Точнее, частично не соглашусь. А именно: до ХХ века тут действительно большую роль играло политическое влияние франции и отмеченная ранее "галломания" (как минимум, франузские тексты читались за пределами Франции в силу распространения французского языка), но в ХХ веке играют роль уже и другие факторы. Современная Франция действительно гордится своими традициями в гуманитарных науках и активно продвигает их в отличие от многих других государств, сосредоточенных на технических и естественных дисциплинах. 

Расскажу про философию, потому что о ней я могу сказать больше, чем о литературе. Начнём с одного маленького факта: президент Франции по образованию философ и работал в академической философии. Во французских школах в старших классах философия является обязательным предметом (в некоторых лицеях философия занимает до 8 часов в неделю); её же вы будете сдавать, если хотите учиться в бакалавриате на любой специальности в любом университете [см.: 1, 2]. И эта практика существует во Франции с 1809 года.

Конечно, в России тоже есть, например, обязательный курс философии в университете. Но тут совершенно другая история. В России он появился там как идеологический предмет в советское время, с советского времени толком так не во что и не перестроился и своё место в университетском образовании пока находит с трудом. Тем более, что, с одной стороны, советской закалки преподаватели на невыпускающих кафедрах непрофильных ВУЗов по-прежнему дают студентам марксизм-ленинизм, а с другой стороны у старшего поколения преподавателей с выпускающих кафедр тех же ВУЗов, которые слушали курс в советские времена, закрепилось представление о нём как о бесполезной идеологической обязаловке, которое они транслируют студентам. Ситуация, конечно, меняется, но очень медленно.

Во Франции же всё было совершенно иначе. Фигуры типа Сартра и Фуко были героями политических выступлений 1960-х - 1970-х гг., и запрос на гуманитарные темы шёл "снизу", а не "сверху". Поэтому ни у кого не было вопросов типа "а зачем нам философия"? Все и так это знали прекрасно, и философы были активными и влиятельными участниками политической жизни. Если интересно, почитайте, например, статью Медиазоны "Мишель Фуко и его "профсоюз хулиганов"", чтобы понять атмосферу во Франции 1970-х гг.

Вот отсюда, мне кажется, всё это и вырастает. Есть традиции массового гуманитарного образования, поддерживается уважительное отношение к своему гуманитарному наследию, гуманитарные науки активно вливаются в практику социальной жизни, а не остаются чистой теорией. Вот, как мне кажется, три кита, которые обеспечили их успех во Франции.

Мои доклады и лекции на YouTubeПерейти на youtube.com/c/StanislavPanin
Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу по истории, культуре, и всяко около...  · 29 авг 2018  · a-l-e-j-o.livejournal.com
На самом деле, перечисленных категорий культурных деятелей хватало и в соседних крупных странах - Испании, Италии, Германии (то, что не везде были единые национальные госудрства - не суть важно).  Просто в разные времена разные страны были во главе угла, и возглавляли культурную жизнь Европы. У вас картинка к вопросу (та, что сейчас; модераторы могут поменять) из XVII... Читать далее
Культработник, музыкант.  · 29 авг 2018
Сдаётся мне-вопрос не совсем корректен.Дело не в количестве,кхе,скажем так,"медийных личностей" во Франции-их множество в самых различных странах-вплоть до Индии. Просто старая Франция в значительно большей степени была лучше устроена в сфере книгопечательства. Да и в нашей стране французские авторы больше известны из-за длительной галломании,распространённой в аристокра... Читать далее