В каком-то неявном виде бренд у Москвы существует — это общепринятый клубок смыслов, который связан со словом “Москва”. Вообще, не думаю, что бренд такого большого и сильного города можно придумать искусственно. Это вещь, которую можно как-то поймать из воздуха и более или менее удачно сформулировать через слова или образы. Но дальше может оказаться, что этот образ, совпадающий с ощущениями огромного количества людей, окажется не очень интересен заказчикам бренда Москвы — то есть мэрии. Что такое, например, главный городской миф Москвы 90-х — по крайней мере, для иностранцев и эскпатов? Это миф о городе безграничной свободы, где все можно, все доступно, нет никакой политкорректности. Место, где ты отпускаешь воего внутреннего зверя на волю. Давайте попробуем этот образ продать мэрии. Или, к примеру, на последней Венецианской биеннале практически все работы, так или иначе связанные с Россией, касаются протестов 2011-2012 годов. Давайте попробуем предложить мэрии образ города, где живут свободолюбивые люди, сражающиеся с полицейским государством — что из этого получится.
По моим ощущениям, Москва нулевых - это такой немного утрированный город из фильмов нуар: он населен нереальными красотками, очень брутальными мужчинами, все они занимаются чем-то противозаконным, а над этим нависают мрачные индустриальные постройки и ощущение постоянной опасности. Если себя настроить на эту волну и начать смотреть на Москву так, то все становится довольно интересно, это богатый и красивый образ. Про это можно снять фильм или написать книгу, и возможно, этот образ совпадет с ощущениями большого количества людей, но сделать на основе такого брифа городской бренд и согласовать его с соответствующими инстанциями абсолютно невозможно. Инстанции, скорее всего, придумают какую-нибудь абстрактную картинку ни о чем, в которую никто не поверит.