Монашество – подвиг, значительной частью которого является аскетизм (греч. ἄσκησις от ἀσκέω — упражнять). Аскет – спортсмен в духовном плане. Аскетизм развивался в Церкви долгое время. Он зародился в III в. в египетских пустынях (анахореты)[1], а к VII в. систематизирован[2]. Он стал частью Церкви, живым Преданием, закреплённым в трудах святых отцов, сформировавших и развивавших его.
Протестантизм попрощался с Преданием Церкви, а вместе с этим, неизбежно пришлось распрощаться и с аскетизмом, как частью Предания[3].
Полагаю, что протестантизм посчитал монашество поздней человеческой выдумкой, хотя, несомненно, первым аскетом был Сам Иисус Христос.
- у Него не было жены;
- не было имущества, негде преклонить голову;
- Он постился и молился в пустыне, где против Него особо восставали искушения;
- у Него были ученики, которых Он учил молитве, послушанию, подвигу и следованию к Богу через отвержение себя.
Это и есть монашество в чистом виде.
---
[1] – Основателем монашества вообще и отшельнического монашества считается преп. Антоний Великий (251–356), киновитного монашества – его последователь преп. Макарий Великий (300–391), общежительного монашества – преп. Пахомий Великий (292–346/48).
[2] – аскетизм систематизирован в трудах преп. Иоанна Лествичника, преп. Иоанна Кассиана Римлянина, аввы Дорофея, преп. Исаака Сирина и других.
[3] – в Католической Церкви, из которой вышел протестантизм, монашество появилось позднее и делало больший упор на богослужения и благотворительность, нежели аскетизм.