Добрый день.
Относительно недавно у фрилансеров и других самозанятых граждан, кто оказывает услуги, выполняет работы или производит изделия ручной работы на заказ, сдает в аренду свое жилье, без привлечения наемных работников, появилась возможность работать совершенно легально без регистрации ИП.
Новый налоговый режим— это налог на профессиональный доход (НПД).
Если вы платите этот налог, то ваша ставка:
●4%, если получаете деньги от физлиц;
●6% , если работаете с юрлицами.
Уплата страховых взносов режимом не предусмотрена, потому работа в качестве самозанятого не засчитывается в стаж для исчисления пенсии.
Режим экспериментальный. Сейчас регистрация в качестве плательщика этого налога разрешена в 23 регионах, но планируется, что в этом году уже применение этого режима будет доступно во всей стране.
Встать на учёт и сняться с него очень просто, используя приложение "МОЙ НАЛОГ" или сервис на сайте ФНС - www.nalog.npd.ru. Посещать налоговую не придется.
Индивидуальные предприниматели без работников тоже могут перейти на применение НПД. Для этого в течение месяца после регистрации в приложении "МОЙ НАЛОГ", они должны подать уведомления об отказе от УСН и ЕНВД. Если предприниматель ранее применял патент, он должен прекратить деятельность по патенту перед регистрацией в качестве плательщика НПД.
С момента перехода на НПД, предприниматель освобождается от уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование. Если взносы за текущий год уже были оплачены в полном размере, а в середине года вы решили перейти на НПД, по окончании года образуется переплата по взносам, которую можно вернуть.
Когда мы понимаем, что применять этот режим могут и физлица, и ИП, у нас возникает вопрос: зачем вообще регистрировать ИП, когда это может быть выгоднее?
Выгодность ИП
Есть несколько ситуаций:
●Для работы необходим расчетный счёт.
Предпринимательские расчетные счета в банках могут открывать только ИП и юридические лица.
●Тем, кто продает свои услуги через интернет, нужны выгодные тарифы на интернет-эквайринг.
Банки не предоставляют услуги интернет-эквайринга физлицам, а у других платежных агрегаторов тарифы для физлиц существенно выше.
●Среди заказчиков в основном юридические лица и им предпочтительно, чтобы у вас был статус ИП, так как наличие статуса НПД необходимо проверять перед каждой оплатой ваших услуг. Ведь если вы по какой-то причине снялись с учёта или были сняты автоматически (так происходит при просрочке уплаты налога), то вы становитесь для них обычным физлицом, с доходов которого нужно удержать НДФЛ и начислить взносы, а потом подать отчёты.
К тому же ставка налога при работе с юрлицами такая же, как при УСН: доходы.
Когда быть самозанятым неудобно:
●Когда поток заказов большой и удобнее автоматизировать продажи.
Самозанятый вручную регистрирует в приложении доходы и формирует чеки на каждую продажу.
Для ИП на других режимах либо формирует чеки автоматически онлайн-касса, либо ИП освобождён от ее применения, а доходы регистрирует в Книге учёта доходов.
Запрет
Когда применять НПД нельзя:
●Когда годовой доход превышает 2.4 млн. рублей;
●При перепродаже товаров;
●При продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке;
●При работе по агентскому договору (договору поручения или комиссии);
●При оказании услуг/выполнении работ по гражданско-правовому договору для юрлица, являвшегося вашим работодателем менее 2 лет назад
Также об этом вы можете прочитать на сайте школы "Я - предприниматель" в статье нашего эксперта Нины Лифановой https://sovcom.pro/art/ip-ili-samozanyatyy-chto-vygodnee