Добрый день.
У фрилансеров и других самозанятых граждан, кто оказывает услуги, выполняет работы или производит изделия ручной работы на заказ, сдает в аренду свое жилье, без привлечения наемных работников, появилась возможность работать совершенно легально без регистрации ИП. И это благодаря новому налоговому режиму - налогу на профессиональный доход (НПД).
Если вы платите этот налог, то ваша ставка:
●4%, если получаете деньги от физлиц;
●6% , если работаете с юрлицами.
Страховые взносы на данном режиме не предусмотрены, поэтому данная работа не идет в стаж для исчисления пенсии.
На данный момент регистрация на этом режиме предусмотрена в 23 регионах, но планируется, что в этом году уже применение этого режима будет доступно во всей стране.
Для постановки на учёт можно использовать приложение "МОЙ НАЛОГ" или сервис на сайте ФНС - www.nalog.npd.ru. Посещать налоговую не придется.
Индивидуальные предприниматели без работников тоже могут перейти на применение НПД. Для этого в течение месяца после регистрации в приложении "МОЙ НАЛОГ", они должны подать уведомления об отказе от УСН и ЕНВД. Если предприниматель ранее применял патент, он должен прекратить деятельность по патенту перед регистрацией в качестве плательщика НПД.
С момента перехода на НПД, предприниматель освобождается от уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование. Если взносы за текущий год уже были оплачены в полном размере, а в середине года вы решили перейти на НПД, по окончании года образуется переплата по взносам, которую можно вернуть.
В каких случаях выгоднее быть ИП?
Есть несколько ситуаций:
●Для работы необходим расчетный счёт.
Расчетные счета в банках могут открывать только ИП и юридические лица.
●Тем, кто продает свои услуги через интернет, нужны выгодные тарифы на интернет-эквайринг.
Банки не предоставляют услуги интернет-эквайринга физлицам, а у других платежных агрегаторов тарифы для физлиц существенно выше.
●Среди заказчиков в основном юридические лица и им предпочтительно, чтобы у вас был статус ИП, так как наличие статуса НПД необходимо проверять перед каждой оплатой ваших услуг. Ведь если вы по какой-то причине снялись с учёта или были сняты автоматически (так происходит при просрочке уплаты налога), то вы становитесь для них обычным физлицом, с доходов которого нужно удержать НДФЛ и начислить взносы, а потом подать отчёты.
К тому же ставка налога при работе с юрлицами такая же, как при УСН: доходы.
Когда быть самозанятым неудобно:
●Когда поток заказов большой и удобнее автоматизировать продажи.
Самозанятый вручную регистрирует в приложении доходы и формирует чеки на каждую продажу.
Для ИП на других режимах либо формирует чеки автоматически онлайн-касса, либо ИП освобождён от ее применения, а доходы регистрирует в Книге учёта доходов.
Запрет
Когда применять НПД нельзя:
●Когда годовой доход превышает 2.4 млн. рублей;
●При перепродаже товаров;
●При продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке;
●При работе по агентскому договору (договору поручения или комиссии);
●При оказании услуг/выполнении работ по гражданско-правовому договору для юрлица, являвшегося вашим работодателем менее 2 лет назад.
Читайте более подробную информацию на сайте школы "Я - предприниматель в статье нашего эксперта Нины Лифановой "ИП или самозанятый: что выгоднее" https://sovcom.pro/art/ip-ili-samozanyatyy-chto-vygodnee
Еще одно немаловажное отличие, ИП должен ежегодно уплачивать страховые взносы в размере около 40 т.р., самозанятые освобождены от уплаты подобных сборов.
И я дополню важный момент: ИП имеют право нанимать сотрудников, а самозанятые - нет. Самозанятый потому так и называется, что работает только сам на себя.