Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Зачем девушки публикуют свои снимки в обнаженном или по-другому глупом виде, например, в «Инстаграме» или во «ВКонтакте»?

ПсихологияОбщество+7
Alex N
  · 66,3 K
Врач, журналистка, актриса погорелого театра, гуру  · 27 сент 2018

Сартр как-то отметил, что дабы самое банальное происшествие превратилось в приключение, достаточно о нём рассказать. В этих нехитрых, казалось бы, словах сокрыт ключ к объяснению бесконечного многообразия людских поступков и жизненных решений, форм культуры и кульбитов психологии. Человек – инстинктивный сочинитель историй: от костров пещерных людей до современных социальных сетей каждая точка нашей вселенной пронизана сюжетами и нарративами всех жанров и сортов, и нет ни одной культуры на земле, где это не было бы так. Традиционно эта неотъемлемая черта человеческой природы объяснялась из троякой потребности: в обмене и сохранении информации; объяснении и истолковании неизвестного; в развлечении и том, что называется некрасивым словом «фатической коммуникации». При этом непростительно игнорируется та преображающая сила, с которой рассказ о событии принципиально трансформирует как личную, так и групповую память о нём и человеческая потребность в создании и приукрашивании историй о самих себе и о своём мире. Рассказ есть то незаменимое средство, которым мы задним числом творим и корректируем собственную историю и потому он содержит в себе бесчисленные возможности психологического самоутверждения как для индивида, так и для целого народа, и именно эта психологическая потребность является его главной движущей силой у цивилизованных народов.

Всё чаще и чаще я обращаю внимание на то, как самые рядовые события жизни принимают на себя новые обличья, если их описать, если запечатлеть их в какой бы то ни было форме, письменной или фотографической. Помещенные как будто под цветное увеличительное стекло, они обретают иную и более полную жизнь, в них открывается волшебство, краски и грани, которых они не имели вне этого новосотворённого нарратива. Всё потому, что, вытаскивая их на свет из недр памяти и безразличной однородности большинства содержащихся в ней происшествий, мы приступаем вовсе не к объективному повествованию, а к созданию новой и фиктивной истории по мотивам оригинальных событий. Сколь бы ни было скучно и прозаично это изначальное событие, если предать его бумаге с минимальным литературным талантом и не забыть включить в это описание пригоршню случайных мыслей и ассоциаций, наблюдений и переживаний, они тотчас же предстанут перед нами совсем другими, их относительная значимость воспарит до небес. Я с легкостью представляю себе увлекательнейшее чтение из подробного рассказа о до тошноты обыденной жизни, мне даже кажется, что в этом жанре кроются ещё неизведанные возможности литературного гения.

Припомните какое-нибудь прозаическое событие, к примеру, поспешное поглощение вами завтрака и клубок мыслей, извивающихся при этом в сознании; возьмитесь за его творческую реконструкцию, изложите его – подробно, напрягая все свои литературные мускулы. Сцена эта, подвергшись описанию, оторванная от сотен таких же и несправедливо выделенная среди них, тотчас же становится особенной. Этот завтрак запомнится вам куда лучше других, уж будьте уверенны. Я позволю себе изобрести очередной термин и назвать это «эффектом нарратива» – творческой трансформацией и резким повышением значимости события под воздействием его описания. Далее, будет очень хорошо, если после этого завтрака осталась красивая фотография и у вас есть аудитория, которой можно преподнести данную историю вместе с визуальным отчётом по ней. Статус сего столь невзрачного и совершенно пустого эпизода оказался возведен в десятую степень как вашим вниманием и творческим трудом над ним, так и изучающими его взглядами незнакомцев.

Именно в этом кроется обманчиво простая притягательность Instagram, YouTube и других социальных сетей в современном мире. Миллионы людей по всему земному шару, сочетая по сложности человеческой природы в себе крайнюю глупость с холодной инстинктивной смекалкой, с безошибочной точностью опознали в них мощнейший инструмент по работе над своим внутренним пространством, над восприятием собственной жизни. Instagram есть хорошая иллюстрация того обстоятельства, что дабы наша жизнь стала интереснее и полнее, в ней не обязательно должен быть иной набор событий. Мы лишь должны поместить уже имеющиеся в нашем распоряжении под увеличительное стекло повествования и, зачастую, помножить на аудиторию. Более того, повествование, восприятие и интерпретация исходных данных нашего существования всегда играют намного большую роль, чем сами эти исходные данные. По этой причине человек примитивный и неразвитый, движущийся по канве самых увлекательных историй и приключений, может быть скучающим, пресыщенным и проживать фактически очень бедную жизнь. Между тем ведущий внешне невзрачное существование индивид может обладать невообразимой полнотой и накалом проживания им действительности, так как имеющиеся у него в распоряжении увеличительные стёкла и калейдоскопы духа способны обогатить, возвеличить и преобразить всё, что угодно. Именно это имел в виду Камю в своих известных строчках: «Ошибочно думать, будто количество опыта зависит от обстоятельств жизни. Оно зависит только от нас самих».

Люди – чаще всего в связи с отсутствием у них более тонких инструментов – столь увлечены Instagram, поскольку он есть одно из простейших средств выжать максимум пользы из описанного выше эффекта нарратива. Поездка в лифте, обед в кафе, встреча с друзьями, случайная мысль или пейзаж, будучи запечатлёнными и описанными, обязательно повышаются в своём статусе, кажутся более значимыми, сам человек и всё его существование начинают казаться важнее и полнее, когда он начинает творить историю о себе. С другой стороны, события и без того интересные и хоть чем-нибудь выдающиеся повышаются в своём статусе ещё на десяток ступеней, их сияние возрастает. Именно поэтому можно с уверенностью утверждать, что мания социальных сетей уже никогда не оставит человечество и будет лишь нарастать, ибо последние предлагают незаменимое средство для простого и эффективно-грубого удовлетворения неотъемлемой потребности в психологическом самоутверждении.

Бесспорно, у этой благостной способности дарить человеку радость есть множество тёмных сторон. Та, что интересует нас здесь особенно, это присущее уму когнитивное искажение, заставляющее наивно отождествлять воспринятую историю или фотографию с оригинальным событием. Нарратив же, однако, составлен лишь «по мотивам» изначального события и его обращённое к публике лицо принципиально отличается от его внутренностей, того, как данное событие переживалось изнутри. Instagram и любое иное средоточие историй (в том числе литература и устный рассказ) именно потому генерируют столько зависти, неврозов и психозов, что нагнетают контраст между воспринимаемой человеком изнутри собственной жизнью и фиктивным представлением о том, какой она могла бы быть, если бы транслируемые нарративы воплотились для него в реальность. Он чувствует себя обделённым, что ведёт к другому, по большей части столь же негативному, следствию.

Будучи очарованными нарративами и подсаженными на удовольствие, которое им приносят их истории, люди всё больше и больше подчиняют собственные жизненные выборы не внутренней ценности того или иного опыта, а его пригодности для того, чтобы быть картинкой или объектом рассказа. Существование выстраивается исходя из стремления к вещам и ситуациям, которые, будучи внутренне пустыми или блеклыми, способны глянцево и выпукло предстать в пересказе и репродукции. Не чувствуя почти ничего, проживая их, и посвящая свою жизнь проживанию этих пустот и каверн, они всё своё удовлетворение извлекают из эффекта нарратива, безмерно обедняя собственную внутреннюю жизнь – то есть, жизнь вообще, ибо другой, помимо внутренней, не бывает. Казаться становится важнее, чем прожить, осмыслить, впитать; мера оказывается нарушена и попрана, а цель и средства перепутаны. На концертах и прочих живых выступлениях доходит зачастую до того, что большинство воспринимает происходящее через объективы камер и телефонов, чтобы затем посмотреть всё на ноутбуке или в собственном профиле в социальных сетях. Соприкосновение с природой или архитектурой уступает попытке сделать из них историю собственного соприкосновения с ними, пустую изнутри, но с впечатляющим экстерьером. Наконец, на службу этому же эффекту нарратива поставлено стремление к материальному успеху, к обладанию вещами и их конкретным брендам, к физической привлекательности и определённому образу жизни, ибо они позволяют людям создавать пользующиеся спросом нарративы. Система ценностей и целеполагания, картина всего существования оказываются продиктованы потребностью в создании востребованных историй и наркотической зависимостью от даримого ими сладкого опьянения.

Эффект нарратива и социальные сети как одно из примитивнейших пространств его реализации ни в коей мере не преподносятся здесь как нечто дурное. Напротив, их изложенная выше природа подкрепляет необходимость работы над богатством собственной речи и иных средств конструирования историй, над сознательным совершенствованием орудий описания, которые будут способны вскрыть и воплотить красоту момента, ибо описание есть в конечном счёте созидание. Они суть инструменты, но нужно вместе с тем помнить, что любой инструмент, даже самый прекрасный, в руках дурака становится злом и оружием разрушения, в том числе саморазрушения. Дабы не вскрылась заложенная в нём, как и во всякой вещи, деструктивность, его использование должно быть умеренным, сознательным и контролируемым. «Всё есть яд и всё лекарство; то и другое определяет доза», – говаривал Парацельс. Искусство жизни, как то поняли великие древние греки за две тысячи лет до него, есть искусство отыскания меры.

© Олег Цендровский

Веду канал про историю СССР https://t.me/USSResearch Доцент ТюмГУ, кандидат исторических...  · 21 авг 2016
Мне кажется, существует еще один аспект этой проблемы. Социальные сети, особенно Инстаграмм сформировал модель погони за лайками. То есть если девушка пользуется этими сервисами, она хочет быть не хуже чем другие, например ее подруги. Лайки это форма социального капитала. При этом в Инстаграм существует масса акаунтов которые построены исключительно на демонстрации тела... Читать далее
Мой канал про историю СССРПерейти на t.me/USSResearch

Девушке не хвотает общение с мужщинами, вот и поэтому они вылаживают эти фото.

Миссия - снижать боль людей. Консалтинг. Люблю учиться, решать проблемы, видеть системы...  · 21 авг 2016
Отвечу как один из создателей самого крупного паблика, в котором можно отдавать приказы девушкам, которые присылают фотографии ( в основном ню) Причин может быть несколько: -Комплексы, типа я страшная и меня никто не любит, и собственно борьба с такими вещами -Просто нравится, с эстетической или физической точки зрения, помогает в сексуальной жизни -Скука и интерес... Читать далее

Какой процент ктонтента просто берётся вами из сети?

Соц.педагог,книжный червяк и большой любитель чая)  · 8 июл 2017

Думаю,что для того,чтобы повысить самооценку.

Пусто внутри,больше нечего показать,ведь накачать жопу проще,чем прокачать мозг.

Еще жутко смешит,когда под фоткой голой жопы расположена супер философская цитата о глубокой,тонкой душе.

Магистр ордена политологов-международников. Слегка поэт  · 18 сент 2017
Как по мне, причина тривиальна до безобразия, но многие пропускают ее мимо ушей, заслышав страшное слово "феминизм". Девушки выкладывают свои откровенные фото в сеть, потому что живут в среде непроходимой сексуальной объективации. Это навязанная модель мышления: тебя должны хотеть, чтобы ты могла считать себя успешной. Социальные сети предлагают прекрасный инструмент... Читать далее

Единственный верный ответ)

Много работаю. Интроверт  · 17 дек 2017
У писателя Джо Хилла встретил одно интересное мнение. Есть такой гормон окситоцин,его ещё называют гормоном объятий, так вот он вырабатывается когда человек чувствует близость,любовь и общественное признание. Так вот признание (лайки) в общественных сетях стимулируют его выработку,что заставляет чувствовать себя популярным,нужным, и на это легко подсесть, а самым... Читать далее
хочу всё знать  · 21 авг 2016

Просто возникает желание показать всем, что у тебя там все хорошо. Пусть позавидуют подруги и обратят внимание парни. Ты, вроде, по- всякому уже сфотографировалась, но нужно что-то ещё. Были случаи, когда мне приходилось заниматься подобным. Причиной тому стала месть и ревность. Я хотела показать, что у меня тоже "всё есть".

Слушай а вот кроме шуток расскажи, как по-твоему полуголые фотки выступают оружием мести, типо такая игра в... Читать дальше
Экономист  · 27 янв 2017

Мне кажется, что это всё происходит из-за большой самовлюблённости. Сейчас мир вообще сошел с ума с этими социальными сетями. Они сутками там сидят!

Студент. Знаю обо всем по-немногу  · 27 сент 2018
Встречный вопрос: почему бы им этого не делать?  Посмеялась с ответов пользователей, ссылающихся на низкую самооценку, неуверенность и низкий интеллект контентмейкерш подобного рода. Не ручаюсь говорить, что все девушки выкладывают ню-фото в сеть не по одной из этих причин, однако есть ещё вариант того, что ЭТО ПРОСТО КРАСИВО.  Да-да, вот так просто. Без ярлыков, недооце... Читать далее
Тварь ли дрожащая я, или право имею?  · 23 авг 2016

Наверное, потому что они так хотят. И это вполне нормальное желание, я искренне не понимаю, почему фотографии в обнаженном виде вызывают такой диссонанс у автора.

Что такое диссонанс? И в чем он проявился у автора?