Поведение потребителей изменилось ещё до пандемии, которая только усилила существующие тенденции. Мода на "расхламление" и "осознанное потребление" существует много лет и активно продвигается. Поэтому у населения уже было понимание, что лучше не покупать ничего, кроме необходимого и больше тратить на здоровье и впечатления, а меньше - на товары, в пандемию эта привычка закрепилась и стала нормой.
Думаю, что пока преждевременно говорить о пост-пандемии, статистика ежедневно говорит об ухудшении ситуации.
Вряд ли стоит связывать поведение потребителей только с тем, удалось ли им сохранить прежний уровень доходов и расходов. Существенное, если не главное значение имеет колоссальное повышение цен практически на все виды товаров в 2 и более раза - это произошло в феврале 2021 и позднее было ещё несколько этапов повышения цен.
Для потребителей в крупных городах это означает, что нужно отказаться от обслуживания в одних торговых сетях в пользу других, где более привлекательные бонусные программы. В Красноярске сеть "Красный Яр" более полутора лет развивает трехуровневую систему лояльности с кешбеком 25-100% и конкурсами с призами (товар стоимостью 999 рублей за 1 рубль и фишки за покупки).
Произошёл переток покупателей в магазины наподобие сети "Светофор" - там есть те же товары, что и в "МЕТРО К&К", "Лента", но гораздо дешевле.
Например, если мне нравится качество "Фэйри" и не хочу менять его на другую марку, то куплю в "Светофоре" по 70 рублей за литровую бутылку, а в "Ленте" или "МЕТРО К&К" та же бутылка стоит 213-218 рублей - разница 300%.
К слову, владельцы сети "Светофор" из Красноярска и вошли в тройку самых богатых семей. Другие две семьи из этого списка владеют акциями предприятий по добыче и обработке полезных ископаемых. Да, "Светофор" тёмный, заваленный товарами магазин-склад, там всегда некомфортно, но цены...