Лидер - это в первую очередь человек, имеющий влияние: негативное, позитивное - оба варианта имеют место быть. Распознать лидера легче всего в кризисные моменты, тогда эта черта непроизвольно начинает доминировать и вы выявляете носителя. Можно создать искусственно стрессовую ситуацию (тут можно использовать механизм тимбилдинговых игр, корпоративных соревнований, мотивационные механизмы и соревновательный момент: личный или в группах). Ключевые качества лидера, будут заметны на этом этапе, даже при условии геймификации.
Развивать лидера дело индивидуальное и зависит от задач и исходных скиллов сотрудника. Если стоит задача сделать лидера для чего-то, то и механизм развития должен предусматривать линейный рост задач и сопутствующую поддержку/ обучение на пути к конкретной цели. Если задача состоит в целом в развитии исходного кадра, то необходимо проводить стратегию равномерного роста навыков с учетом особенностей каждого отдельного кандидата: хард скилл, софт скилл, работа с талантом и предрасположенностью.
Максимально комфортный уровень развития кадра и в первом и во втором случае - наставничество. Оно оптимально закрывает потребности психо-эмоционального плана ( всегда есть где поговорить, найти поддержку, опереться) и при этом дает результативность, с учетом повышения сложности задач и открытия новых навыков. Уровень ответственности лидера, стоит так же наращивать постепенно, дабы избегать срывов.