Каждый день мобильные Яндекс.Карты отвечают более чем на миллион запросов из России. Почти половина из них посвящена поиску разных организаций: где снять деньги, где тут рядом продуктовый, как быстрее доехать до загса, где находится строительный рынок, цирк, музей. По тому, как в течение года растёт и падает доля пользователей, ищущих на карте разные организации, можно судить о том, как меняются интересы людей. Мы изучили запросы из городов-миллионеров, заданные за 2017 год, и нашли для каждого месяца самые характерные типы организаций.
Зима
В первые числа года люди делают что-то такое, на что обычно нет времени. Например, идут в баню. Или в музей. Доля пользователей, которые ищут музеи, вообще выше всего в дни государственных праздников: помимо новогодних каникул и Ночи музеев, пики приходятся на 23 февраля, майские праздники и День народного единства.
Одни из самых характерных категорий января — спортивные магазины и фитнес-клубы: видимо, после праздников люди решают начать новую жизнь. Взлетает популярность лыжных баз и катков. Высок интерес к кино и театрам. Возрастает доля пользователей, ищущих церкви: православные отмечают Рождество и Крещение.
Самые заметные всплески интереса в феврале связаны с 23 февраля и Днём святого Валентина. Последний — один из главных дней в году для ювелирных магазинов и секс-шопов.
Весна
В Международный женский день достигает годового максимума интерес к цветочным магазинам, кафе и ресторанам. Мартовская грязь на дорогах повышает популярность автомоек. Водители начинают менять зимнюю резину на летнюю, но не очень доверяют весенней погоде и не торопятся: доля пользователей, которые ищут шиномонтаж, держится на высоком уровне до начала мая.
На апрель (а иногда на май) приходится годовой максимум доли пользователей, ищущих церкви, — благодаря Пасхе. А ещё в апреле начинается свадебный сезон. Правда, в мае наступает временное затишье: на графике хорошо видно, как действует на людей примета «в мае жениться — всю жизнь маяться».
Лето
Можно сказать, что лето на Яндекс.Картах начинается ещё в мае — во всяком случае в это время уже возрастает интерес к категориям, которые ассоциируются с летом, например к паркам. Параллельно растёт доля пользователей, которые ищут рестораны быстрого питания, — люди больше времени проводят на улице и чаще перехватывают что-то на ходу. Другой пример — зоопарки: то ли люди рассчитывают, что с приходом тепла животные должны выйти из зимних укрытий, то ли сами выходят из своих, больше гуляют и любопытствуют.
В июне-июле топ характерных категорий полностью состоит из организаций, связанных с отпуском: люди ищут турагентства и дома отдыха, отправляются в путешествия из аэропортов, с железнодорожных и автовокзалов.
Осень
В сентябре резко возрастает доля пользователей, ищущих вузы: первокурсники и старшеклассники, записавшиеся на подготовительные занятия, запоминают дорогу до института. Параллельно взлетает интерес к книжным и канцелярским магазинам: людям надо купить тонны учебников, тетрадей и дневников. Открываются театральный и концертный сезоны — на Картах начинают искать, как пройти к театрам, концертным залам, филармониями и консерваториям. В сентябре-октябре по стране проходит волна всевозможных простудных заболеваний — видимо, поэтому становятся более востребованы аптеки. В ноябре сильно возрастает интерес к налоговой службе: истекает срок уплаты налога на имущество. В конце осени на дороги возвращается грязь, а в топ категорий — автомойки.
И снова зима
В декабре продолжают разбираться с налогами и готовятся к праздникам. В данных Яндекс.Маркета, кстати, тоже хорошо заметен рост активности покупателей в этот период.
В декабре разбираются с налогами и готовятся к праздникам. Снова популярны ювелирные, книжные и секс-шопы. 31-го числа в поиске по Картам взлетает доля пользователей, которые ищут винные магазины, а на следующий день — тех, кто ищет бары и аптеки. Вряд ли дело в том, что всем так хочется продолжения или, наоборот, плохо после вчерашнего. Число пользователей, которые спрашивают про бары и аптеки, меняется несильно, просто всё остальное в первый день года ищут гораздо меньше обычного, поэтому доля этих категорий резко увеличивается.
В первые числа года люди делают что-то такое, на что обычно нет времени. Например, идут в баню. Или в музей.