Любой музей (большой в первую очередь) есть архитектурное сооружение. Затем целостное собрание чего-то. Потом собрание в отдельности эпохи, художественного стиля, отдельного направления, конкретного художника. Именно так и пытаюсь его (музей) воспринимать.
Сначала знакомство с архитектурным сооружением. В случае, например, Эрмитажа - знакомство с историей зданий. Сначала по книгам. Потом собственное впечатление. Потом опять книги и опять впечатления… Экстерьеры и интерьеры…
На следующем уровне история коллекций в целом. Это структура музея. Атмосфера каждого конкретного зала, логика переходов, уместность (или неуместность) расположения экспонатов, естественность (или неестественность) освещения и пр. Это своеобразная "пробежка по залам". Важно охватить целое. Понять принцип составления экспозиции. На данном этапе происходит невольный (или преднамеренный) отбор. Пока по принципу "нравится-не нравится".
Потом выбираю отдельный зал. Это конкретный стиль или художник. И восприятие только его. Остальное - в фоновом режиме. Очень полезно давать себе задание на посещение музея. Например, посмотреть только цветовые решения у художников 20-х годов 20 века. Или сравнить скульптурные решения Кановы и Торвальдсена. Или изучить технику маркетри, представленную в музее. Или рассмотреть отличия новгородской школы иконописи от псковской.
На практике, разумеется, данные уровни постоянно перемешиваются. Сначала здание, потом может быть отдельный художник, потом опять здание, потом несколько залов сразу и т.д. Но структуру в голове необходимо держать всё время. Иначе непременно будет путаница.
Теперь о времени. Это очень важно. Для нормального сосредоточенного восприятия в музее необходимо отрешиться от мира, который за его стенами. А на это нужно время. Как показывает практика, активное художественное восприятие включается лишь спустя 30-40 минут после входа в музей. И продолжается около часа. Потом утомление. То есть одно посещение - час-полтора. Не больше.
Со временем в каждом музее устанавливается свой ритуал, который очень помогает ускорить процесс "вхождения". Например, в Эрмитаже иду сначала в зал к Рафаэлю на 10-15 минут. Это помогает собраться и войти в правильное состояние восприятия. Потом уже в тот зал, который наметил. А в Третьяковке это зал с работами О. Кипренского. Несколько минут хватает для настройки. Но здесь у каждого свои предпочтения.
И ещё. Важно каждое посещение правильно завершить. С одной стороны, осмотреть то, что задумал, решить вопросы, которые наметил. А с другой стороны, непременно нужно оставить открытый вопрос, ответ на который нужно будет найти в следующее посещение. Тогда каждое посещение будет связано с предыдущим и последующим.