Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как мы можем понять, что перед нами шедевр?

Шедевр - уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства… Но как понять, что перед нами шедевр… ? Что надо почувствовать, чтобы понять, что это произведение – шедевр? Какими надо обладать знаниями или чувствами для такой оценки? Каким должен быть человек, чтобы без оглядки на общественное мнение, он мог оценить шедевр.
Или может быть все дело в случае, и если Виченцо Перуджа украл не Мону Лизу а Даму с горностаями, то сейчас туристы толпились в Кракове, а не в Лувре?
А как думаете Вы?
Искусство и культураИскусствоЖивопись
Владимир Быков
Искусство и культура
  · 17,3 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 27 нояб 2022  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Шедеврами вообще как бы не обязательно мыслить.
Формальная генеалогия шедевра как экзаменационной работы для гильдии (где принимающие занимались в первую очередь только QA), и его эссенциалистский южный вариант чего-то, вышедшего из-под гения — не устарели, конечно, но мало кого в сегодняшнем мире вообще устроят. То есть, сам термин ни к чему особенно не привязан, и наполняется тем содержанием, которое удобно сказующему по ходу дела. В большинстве случаев такое провозглашение можно было бы заменить на “мне нравится”, что было бы честнее и без потери смысла. 
Антропологически, всё это можно вписать в процесс культурной эволюции, равный для предметов искусства и любой технологии: Анйалык придумал новую обшивку байдары, Напагйак додумал к ней мачту. Мы знаем, что это “шедевр” потому, что они не тонут.
В этом смысле переход художника, допустим, с MFA программы к галерейному представительству — уже подразумевает признание какого-то body of work зрелой работой, заслуживающей места на рынке (по северной генеалогии), а художника — достойным чтецом и аэдом культурных кодов (по южной). Никто не называет это шедевром — потому что, см. выше, шедеврами не обязательно мыслить — но, антропологически, процесс идентичен.
Это также разбивает одно монолитное понятие о шедевре на цепочку последовательных признаний. К примеру, современный поэт может сначала получить какое-то одобрение в народном паблике, затем через несколько лет — на курируемой сетевой платформе, затем ещё через несколько лет в печатном журнале, и наконец ещё через несколько лет в книге. Каждый из этих переходов является моментом цеховой инициации.
Ну и некоторые переходы могут ощущаться чисто интуитивно — качественные сдвиги внутри уже зрелого корпуса, когда формальные признания давно пройдены, да и учиться автору вроде бы уже нечему. Поздние пьесы Шекспира, Pinturas Negras, первая глава “Pale King”, вот это всё.
Итого — тут нет никакой одной ситуации оценки, о которой можно было бы сказать, как именно она происходит; есть множество похожих ситуаций, в которых признание происходит по множеству разных причин, от следования формальным канонам до личного впечатления. Эти причины могут входить в противоречие даже в одной и той же работе. Так что в целом даже о категории признаний вроде отбора работ на соло выставку в Цвирнер — можно что-то сказать только в самых общих чертах, галереи-любят-большое except when they don’t. Каждая ситуация будет по-своему уникальной.
Не говоря уже о том, что мы не обязательно “можем понять, что перед нами шедевр”. Многие не могут. Многое не шедевр. Мотивация поисков точных определений может исходить из жара культурных войн, любовь к мастерству принимать формы Сталинского "но он жэ мастэр". Даже если эстетика имеет онтологическую реальность, эта реальность может быть недоступна. И так далее. 
В конечном итоге есть только непосредственный опыт взаимодействия с конкретной работой, и попытки что-то о нём сказать.
Любое понимание шедевра - это субъективная и объективная оценка. 
историк идей, теоретик литературы  · 27 нояб 2022
Первый признак шедевра — что все вокруг него начинают учиться. Художники учатся композиции или колориту, критики учатся лучше писать критику, философы учатся находить правильные примеры и быть понятнее слушателям, историки учатся понимать роль творческих людей в истории. Где есть такая многообразная учеба, которая имеет далеко идущие последствия, там и шедевр. 
Шедевр ( "вокруг которого начинают все учиться") рискует   рано или поздно стать шаблоном , учебным пособием... Читать дальше
Хватит уже обесценивать образное мышление, его надо развивать!  · 7 янв 2023
Буду говорить в основном о художественной литературе. Шедевральность произведения редко основывается только на внешнем - стиле и композиции, прямолинейном содержании сюжета (явный смысл тоже относится к внешнему). Шедевр подразумевает наличие скрытого за художественными образами смысла. Если произведение не подразумевает скрытого смысла, то нужно очень постараться... Читать далее
Глубокоуважаемая Ирина Чорлия! Моё мнение по вопросу о шедеврах во многом совпадает с Вашим. Хотелось бы только в... Читать дальше
Говори о себе, как о Боге, думай о себе, как о рабе.  · 19 мар 2023
В Вашем вопросе чувствуется какая-то бессмысленность. Ведь если обыватель может определить шедевр, то шедевр шедевром быть не может. Шедевр же обывателем определён быть не может. Ибо шедевр призван сформировать того обывателя, который сможет его понять.  Иными словами творец, как и его творение, всегда разумнее мысли обывателя.  Ввиду чего шедевр можно признать только... Читать далее
Я знаю много и давно живу. "Простой инженер".  · 27 нояб 2022
Шедевр - экзаменационное изделие, которое подмастерье должен был сделать, чтобы стать мастером. Является или нет изготовленный шедевр пропуском в славную гильдию мастеров, решала комиссия из этих мастеров. Комиссия профессионалов, а не сторонние зрители. Поскольку количество мастеров в гильдии было ограниченным, дабы не плодить конкурентов, а мастера, обычно, не... Читать далее
Выскажу свое сугубо личное мнение. Квалификация произведение искусства как "шедевр" (в современном понимании этого... Читать дальше
Я очин тут питаюсь О.   · 6 янв 2023
Так "шедевральность" обществом оценивается уже во многом после оценки авторитета. Я видел художников, чей уровень был для меня шедевральным. И их покупали. Но для широкой аудитории они могли оставаться просто "одними из". Я оцениваю по 3 позициям: Новость, новость идеи, замысла. Мастерство. И просто индивидуально. Просто чтоб нравилось.  При этом для меня на обязательно... Читать далее