Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Кто был прав при реставрации картины “Иван Грозный и сын его Иван”, И.Е.Репин или И.Э.Грабарь в 1913 году?

Илья Ефимович Репин написал картину “ Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года” в 1883-1885 годах. Картина выставлялась в Третьяковской галереи. Картина воспринималась публикой неоднозначно(как и в наши дни). 16 января 1913 года Абрам Балашов нанес три удара ножом, исполосовав лица Ивана Грозного и его сына Ивана. Картине были нанесены значительные повреждения.
Нанесенные повреждения.
Для реставрации картины из Санкт-Петербурга приехали известные реставраторы Д.Ф.Богословский и И.И.Васильева. Они провели, так называемую, техническую реставрацию. Они укрепили поврежденную живопись , подклеили с тыльной стороны второй холст, произвели прочие работы.
Когда консервация была закончена, приехал И.Е.Репин. Он переписал заново голову Ивана Грозного за один день, а затем без объяснения причин бросил работу и уехал в Санкт-Петербург. Попечитель Третьяковской галереи И́горь Эммануи́лович Граба́рь увидел законченную работу художника и пришел в ужас уже после поспешного отъезда художника. Репин написал совсем новое лицо Ивану Грозному.
И.Э. Грабарь удалил всю работу Репина в тот же день, пока краски не засохли. А затем, в течении длительного времени Грабарь и Богословский кропотливо восстанавливали по фотографиям утраченные участки картины. Работа была проведена мастерски. Отреставрированные участки были почти практически неотличимы от авторской работы. Так картина и дожила до нового акта вандализма в 2018 году.
Как Вы считаете, был ли прав И.Э.Грабарь полностью удалив (без разрешения) работу И.Е.Репина?
ИсторияИскусство и культура+3
Владимир Быков
Искусство и культура
  · 875
пенсионер, люблю природу, науку, технику и передачу "своя игра"  · 16 янв 2022
Репин был уверен тогда, что одна из его лучших работ истреблена безнадёжно, он обратился к попечителю музея И. С. Остроухову со словами «Ведь это же непоправимо». В конце концов было решено, что механические повреждения холста будут исправлены реставратором Богословским путем дублирования, а пострадавшую живопись будет восстанавливать сам Репин лично. Богословский со своим помощником И. И. Васильевым приступил к работе. Холст был снят с подрамника и растянут на специально изготовленной доске. Затем картина была перенесена на новый холст и натянута на специально заказанный подрамок со щитами. Утверждалось, что на этом подрамке картина будет настолько прочна, что её нельзя будет прорезать даже с обратной стороны. После длительного процесса дублирования и нескольких дней просушки к своему этапу работы приступил Репин. Когда Грабарь (новый директор Третьяковки)появился в музее, ему доложили, что Илья Ефимович уже все сделал сам и уехал. Грабарь знал о страсти Репина переписывать свои полотна и бросился к картине. Его худшие подозрения оправдались — Репин, воспользовавшись случаем, заново переписал Ивана Грозного. Голова царя была совершенно новой, написанной в лиловых тонах, к которым художник в то время испытывал особо теплые чувства: и которые совершенно не вязались с общей цветовой гаммой картины. Грабарь, будучи в искусстве тоже человеком не последним, понял, что произведение надо спасать. К счастью, Репин размешивал краски керосином вместо скипидара, они еще не успели затвердеть, и Грабарь смог их стереть. При этом он благодарил судьбу за то, что Репин быстро уехал, иначе его вряд ли удалось бы уговорить смыть новое изображение.Когда же несколько месяцев спустя художник вновь увидел картину, он долго стоял перед ней, не совсем понимая, что произошло — то ли краски за это время потускнели, то ли он сам в спешке наложил не те тона, что хотел. Грабарь привел все в соответствие, чтобы переписанная голова не выделялась более активным цветом в сравнении с потускневшим общим фоном.
Спасибо за ответ. Очень интересные детали!
художник, дизайнер, преподаватель  · 13 янв 2022
В данном случае прав, безусловно, Грабарь. Работа, отданная в музей, не принадлежит больше художнику, и переписывать ее в соответствии со своими новыми представлениями о прекрасном — неправильно. У картины уже своя жизнь — да и чисто организационно: в музей картина попала именно в таком виде (может, в новопереписанном варианте ее бы уже не стали включать в собрание)... Читать далее
Типография с человеческим лицом.  · 27 дек 2021  · ideaprint.ru
Стиль живописи Репина действительно в это время был уже совсем иной. И лицо царя, если бы его оставили как есть, выглядело бы на картине как плохой коллаж в фотошопе. Когда вырезают лицо из одной фотографии и вставляют в другую. Поэтому как специалист Грабарь был полностью прав. Конечно, формально Репин мог бы подать иск против него, если б захотел. Но, думаю, он сам... Читать далее
Календари и прочая полиграфия по сезону. Наши менеджеры вам помогут. Перейти на ideaprint.ru
Репин был бы прав, если бы написал новую картину.
Пенсионер местного значения.  · 20 янв 2022
Я думаю, И. Э. Грабарь был прав.
И.Е. Репин во первых был уже в годах, со всеми старческими неожиданностями а во вторых, то что он сделал, была не реставрация, а исправление.
Я думаю, все согласятся, что исправлять гениальное произведение, это его портить, даже если исправлял сам автор.