Я считаю, что должна быть дистанция, поскольку для нормального учебного процесса требуется элемент принуждения, но разве может заставить учиться детей преподаватель, у которого панибратские отношения с учащимися? Если он сними равный, свой то как он заставит их напрягаться? Мне вспоминается один случай из моей практики. Пришёл я как-то раз заниматься репетиторством, а девочка вдруг стала капризничать: то ей неожиданно захотелось поесть, то обнаружилась головная боль, однако, её мама поступила мудро – она просто покинула нас и ребёнок, осознав, что никто над ним не сжалится и увильнуть от занятий не получится, угомонился и взялся за учёбу. Здесь может возникнуть подозрение, что подобная ситуация характерна лишь для нашей культуры, поэтому приведу ещё один пример. Великий японский гимнаст Мицуо Цукахара пригласил нашего олимпийского чемпиона по гимнастике Николая Андрианова, чтобы тот позанимался с сыном Мицуо – Наоя, так как, сам японский гимнаст не мог заставить своего сына достаточно эффективно выкладываться на тренировках.
Даже если мы представим такую идеальную ситуацию, когда ученики сверхсознательны и мотивированы на получение знаний, то и в таком случае учитель должен сохранять авторитарный стиль поведения, поскольку именно он является источником знаний и он отвечает за передачу знаний, следовательно, от него требуется организовать учебный процесс. Мне посчастливилось попасть в ситуацию почти идеальную – я работаю тренером по шахматам и ко мне приходят ученики в той или иной степени мотивированные, но и мне приходится направлять учебный процесс в нужное русло. Допустим , пришли ко мне 10 учеников. Они разные по возрасту, уровню игры и степени мотивации, а я должен во-первых, по возможности, поддерживать интерес к игре, иначе они просто не будут заниматься; во-вторых, стараться повышать их уровень. Поэтому, обычно, я определяю кому с кем играть, чтобы не было неравного соотношения сил и, тем более, конфликтов, кому-то из учеников даю задания, а кому-то объясняю тонкости стратегии.
Я бы сравнил преподавателя с капитаном корабля. Капитан должен направить усилия всего экипажа на решение общих задач и привести корабль к месту назначения. Преподаватель тоже должен объединить усилия своих учеников, чтобы привести их к овладению знаниями и навыками. Правда, иногда возникает казусная ситуация: преподаватель может оказаться моложе своих студентов. И, тем не менее, поскольку от него требуется организация учебного процесса, его место – на капитанском мостике! В таком случае, возникают особые требования к соблюдению деловой этики, но это уже отдельная тема.