детей, у которых с самых ранних лет сильно развита самодисциплина ничтожно мало. И это не заслуга родителей, это заслуга природы. Остальных в той или иной мере приходится мотивировать и порой заставлять. Обычно к средней школе дети уже более осознанно к процессу подходят, мозги дозревают. Но есть дети, которым нужен контроль вплоть до конца школы.
так что заставлять или нет зависит от ребенка, большую часть нужно контролировать до средней школы.
меня класса до 2го вели, сестру до конца школы, брат классу к 4у созрел, при одном и том же воспитании =)
у меня тоже в этом отношении 2 разных ребенка и каждый получит необходимую ему поддержку.
если ребенка не дозревшего до самостоятельности бросить на произвол судьбы, он получив 2ку не станет лучше учиться, не сделает выводы, он скатится и перестанет и вовсе в себя верить и учить тоже не будет.
вовремя дать чуть больше самостоятельности, вовремя направить, заставить порой это и есть искусство воспитания.