Меня не заставляли родители учиться. Сказали: "пожалуйста, чтоб нам только не было стыдно". Я своих детей не заставляла : дочь - имеет два высших, известная психолог, имеет свой центр, постоянно совершенствуется: сын - душа компании, много искренних друзей, пишет программы компьютерных игр (хотя теперь сожалеем, что в детстве запрещали ему проводить время за компьютерными играми).
Заставлять - нет. Научить ребенка трудиться и получать от этого удовольствие, привлекать к разнообразным вариантам научно-познавательной деятельности, заинтересовывать его. Психологи утверждают, что привычки к познавательной активности воспитываются с момента рождения ребенка. От родителей зависит приобретет ли ребенок привычку к интеллектуальной деятельности. Не следует недооценивать генетическую предрасположенность к обучению, как и способности, в том числе и трудоспособность. Заставлять учиться с первого класса - поздновато. Каждое действие(напор) рождает противодействие. Ребенок может и будет переламывать себя в угоду родителям, преодолевать нежелание, делать вид, приспосабливаться. Чего мы добиваемся, заставляя? Нам ведь интересен результат обучения, а не процесс, как таковой - приобретенные знания, навыки, перспективность их развития, что поможет счастливо и интересно жить. Так зачем же создавать эмоциональный дискомфорт, стресс, вводить себя и ребенка в конфликт. Постарайтесь заинтересовать ребенка предметом, мотивируйте его, а лучше всего - обратите внимание на то, что ребенку интересно, что получается лучше всего. Жить в стрессе 11 лет "ненавижу эту школу" - путь к физическим и психическим заболеваниям. Согласитесь с тем, что не всем быть учеными, важно получать удовольствие от своей трудовой деятельности. Заставляя учиться по всем предметам "на отлично", нивелируем наклонности и интересы, а после школы задаем вопрос "а кем ты хочешь стать?" .