Аксиома 1. Если не заставлять детей учиться - учиться они не будут.
Аксиома 2. Перед тем, как заставлять, надо испробовать все добровольные методы.
Аксиома 3. У добровольных методов есть своя граница и предельный порог. Все равно на каком-то этапе нужно уходить от игр и мотивационных задач к зубрежке и "каменной заднице".
Аксиома 4. Добровольные методы привлечения к учебе должны иметь цель - гладкий переход к самодисциплинированному труду по получению образования.
Аксиома 5. Если добровольно не получается никак - нужно принуждение.
Аксиома 6. Принуждение имеет свои границы. Вы можете заставить получить ребенка знания, но не можете заставить его их осмыслить, интерпретировать и построить свою систему.
Аксиома 7. Ребенок выходит из-под методов принуждения уже лет в 10. У вас очень короткий период на то, чтобы его к чему-то принудить.
Аксиома 8. Если Вы сами не учитесь, то и заставить никого ничему не сможете.
Аксиома 9. Чтобы мотивировать, Вы должны соответствовать идеалу мотивации. Если вы нищий учитель, то над Вами будут только смеяться. Учитель не имеет права быть нищим или неудачником. Родитель не имеет права курить и требовать, чтобы ребенок не курил (пример)
Меня не заставляли учиться. Я выбрал очень рано список предметов, которые мне интересны, и с удовольствием штудировал их сам. Остальные предметы мне разрешали закончить на "3".