В случае с Петром, да и с другими известным личностями, которые определяются в общественном сознании как "ключевые" для нашей истории определиться с тем, какая именно реформа, победа или преобразование изменило Россию больше всего вряд-ли представляется возможным. Хотя наверняка тут в дело вступают и какие-то персональные предпочтения.
Мне лично представляется поворотным для дальнейшего развития России сам подход Петра I к осуществления своей политики. Ведь он, несмотря на то, что даже сейчас многие усматривают некоторые черты "новой" политики в правлении его предшественников, откровенно ломал шаблон. И делал он это именно для того, чтобы подготовить необходимые ему реформы, по сути по кирпичику выстраивая вокруг себя качественно новую опору для наступающих нововведений.
Вот например, введение обязательного ношения венгерского, а после "саксонского и немецкого" платьев и кампания по пострижению бород. По сути же - целая акция по деконструкции старых представлений об образе представителя высших слоев общества. Формирование новых канонов моды, поведения и социальной иерархии для новой элиты, которая сама откажется становиться в ряд с бородатым "мужичьем" и попами.
Или, допустим, запрет на каменное строительство с началом возведения Санкт-Петербурга. Не царская прихоть, а намеренная идея по разделению России на две части: новую - каменную и "старую" - деревянную. Со всеми вытекающими отсюда посылами и наметками на обновление прочих сфер общества, исходящих из новой столицы.
Потешные полки, Всешутейший собор и принятие на себя нестандартных ролей (вроде плотника или барабанщика) - всё это бросало вызов устоявшимся представлениям о том, как должен вести себя "идеальный" государь, ставило под сомнение авторитет церкви, позволяло иначе взглянуть на культурные нормы своего времени и… просто отмести их.
Не сказать, что эти детали являются важнейшими в начинаниях Петра, тем более, на фоне других они явно меркнут. Однако мне кажется, что если бы Петр не пытался "подточить" культурные и социальные нормы своего времени, его идеи и преобразования нашли куда меньший отклик среди его ближайших соратников.
В свое время на эту тему вышла интересная статья А.М. Панченко и Б.А. Успенского, в которой проводилось сравнение Петра I и Ивана IV именно исходя из их методов "срыва крыши" и нарушения всех канонов и правил поведения царской персоны: Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха // ТОДРЛ. Т. 37. 1983. С. 54-78.