Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли недостоверные моменты в российских учебниках истории?

Постоянно слышу мнение, что чтобы знать по-настоящему мировую историю и отдельно России, нужно обращаться к другим источникам, поскольку то, что написано в учебниках в некоторых местах – ложь, выгодная в политических целях, чтобы выставить Россию гегемоном. Насколько это правда, что это за моменты, и как трезво изучать историю своей страны и других? Каким нашим и иностранным историкам можно доверять?
ОбществоИстория+3
Анонимный вопрос
  · 2,8 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории национального вопроса в России.   · 15 сент 2022  ·
asocial_gumoMEM
Я сейчас открою страшную тайну (нет), но ни в одной стране мира учебники истории и вообще курс истории в школе не направлены на то, чтобы историю знать. У них совершенно иная задача - формировать гражданина своей страны, а частью гражданской идентичности всегда является определенный исторический миф. Это не значит, что в учебники вставляются недостоверные факты (хотя бывает и такое, например, в старом учебнике для 6 класса под редакцией Сахарова было написано, что войско Батыя разгромили под Смоленском - это было взято из "Сказания о юноше Меркурии", но это не соотносится с реальными фактами, согласно которым монголов под Смоленском вообще не было), но вот их трактовка всегда дается под определенным углом. Вот, например, в германских учебниках в разделе о Второй мировой войне говорится, что немцы были самым пострадавшим народом от бомбардировок мирных граждан. Это - реальный факт. Но в таком виде возникает ощущение, что именно немцы были жертвой в той войне, а не агрессором. Так же и в наших учебниках могут быть определенные фигуры умолчания - например, ничего не говорится о влиянии киевского духовенства в церковном расколе XVII века.
Если хочется реально изучать историю, то брать для этого иностранные учебники будет бессмысленно - потому что они точно также настроены на формирование своей гражданской идентичности. Поэтому следует обращаться не к учебникам, а к серьезной исторической литературе - статьям и монографиям профессиональных историков, в которых есть ссылки на первоисточники (что, как минимум, дает возможность проверить самостоятельно тот или иной факт). Здесь есть множество подборок литературы по разным темам.
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
5 экспертов согласны
Прекрасно. Я бы еще посоветовал почитать книгу Марка Ферро Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных... Читать дальше
Химик, кристаллограф. Живу в Испании, раньше работал в Корее.  · 10 сент 2022
Проблема школьной истории не столько в откровенной лжи, сколько в массовых упрощениях. А они неизбежны, ибо количество материала огромно, а обобщающих законов (типа законов Ньютона в физике или периодического закона в химии) в истории пока не изобрели. В итоге во-первых приходится начинать давать историю с 5 класса, когда дети просто в силу возраста ещё неспособны... Читать далее
Это тоже справедливо. Есть такое эмпирическое наблюдение. Вузовские учебники по истории отстают от уровня науки на... Читать дальше
область интересов: медиевистика.  · 23 сент 2022
Если у кого-либо есть желание по-настоящему знать историю, то ему придётся отказаться от привычки кому-либо доверять. Придётся самому стать историком, потому что на все 100% нельзя верить ни учебникам, ни отдельным историкам, ни источникам, на которые историки ссылаются. Учебникам истории не стоит полностью верить потому, что их задача не столько рассказать человеку... Читать далее
История, фантастика, фанфик  · 26 сент 2022
Недаром некоторые исследователи называют историю лженаукой!))). И это беда не только нашей страны. Никто ничерта не знает что было до 10 тысяч лет назад. Нет источников. Никто толком не знает как человек современный расселялся по планете. Попытки реставрации по косточкам и фрагмента черепушее сродни гаданию на кофейной гуще. Хорошо, если есть генетический материал. Но... Читать далее
Сверхкритицизм - это путь в никуда.